9 февраля у православных христиан начинается первая подготовительная неделя к Великому посту, которая называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день почитаются Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 год).

В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Во время службы читалось два евангельских отрывка, оба из Евангелия от Луки. Один из них был посвящен Неделе о мытаре и фарисее, а другой – новомученикам и исповедникам Церкви Русской, икона которых находится сегодня в центре храма, рядом с иконой Воскресенья Христова.
Немало людей посетило воскресную службу, многие с благоговением причастились Святых Христовых Тайн. После совершения главного таинства Церкви – Евхаристии – прозвучали возвышенные и радостные благодарственные молитвы.
Затем отец Владимир (Воскресенский) произнёс очень важную проповедь, настраивающую паству на покаянный лад, на будущий Великий пост. Особое внимание священник уделил притче Господа о мытаре и фарисее, которая прозвучала в сегодняшнем евангельском чтении.
- Сегодня мы вступаем в подготовительную неделю Великого поста, которая называется Неделей о мытаре и фарисее, – сказал батюшка. – Мы слышали сегодня о двух людях, которые пришли помолиться в храм Божий: фарисей – человек, который знал закон и внешне старался ревностно соблюдать его: поститься, молиться, платить десятину, и мытарь – человек грешный и в понимании израильтян беззаконный, сборщик налогов в пользу Римской империи, которого ненавидел весь народ.
Оба пришли помолиться в храм, но посмотрите, как по-разному они себя ведут! Фарисей встал впереди, на самом видном и почётном месте, и благодарил Бога за то, что он лучше других. Он говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю». А второй человек, мытарь, встал в самом конце, у входа в храм, не смея даже поднять глаза к небу – потому что он сознавал свою греховность, и только бил себя в грудь, говоря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
И Господь говорит в конце притчи, что мытарь пошёл в свой дом более оправданным, нежели фарисей, ибо «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Много глубоких мыслей и нравственных уроков можно извлечь христианину из этой притчи. Эта притча учит нас тому, как мы должны молиться – не так, как фарисей, горделиво превозносясь над другими, а как мытарь: с глубоко покаянным настроем.
К сожалению, в жизни часто бывает наоборот, и мы нередко уподобляемся горделивому и тщеславному фарисею, особенно прочитывая в СМИ о многих негативных фактах. Мы начинаем сравнивать себя не с заповедями Божьими, а с другими людьми. И за этим лукавым сравнением мы перестаем видеть свои собственные грехи, но хорошо видим грехи других людей.
Фарисей считал, что для того, чтобы спастись, нужно всего лишь исполнить определённые правила – жить по закону. Но цель – не закон, цель – любовь, цель – Бог, цель – возвращение к Господу, вхождение в Царство Небесное.
Самодовольным фарисеям не нужен Спаситель, они считают, что им достаточно соблюсти заповеди, они надеются спастись своими силами и не думают о Боге. Фарисейское самодовольство, когда человек обращает больше внимание на грехи других, чем на свои собственные, очень опасно. Иногда может сложиться мнение, что ты – единственный праведник среди окружающих тебя грешников, и вместо того, чтобы каяться и плакать о своих грехах, ты негодуешь на других. Человек забывает, что у каждого из нас на Божьем суде будет персональная ответственность, и Бог спросит с каждого человека, не сколько раз он других обличал, а как он сам жил, как каялся и молился.
- Скоро наступит Великий пост, и мы будем молиться покаянной молитвой преподобного Ефрема Сирина о том, чтобы нам зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего. От того, что мы будем осуждать других, мир не станет лучше. Важно, прежде всего, бороться со своими грехами, победить зло в самих себе, – подытожил отец Владимир.
В заключение батюшка поздравил всех с праздником воскресного дня, памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Также отец Владимир напомнил о расписании богослужений на предстоящую неделю и о том, что эта седмица – сплошная, поста в среду и пятницу нет. Так Церковь установила, чтобы посрамить фарисейский пост, мнимое фарисейское благочестие.
В следующую субботу, 15 февраля, Русская Православная Церковь будет праздновать великий двунадесятый праздник – Сретение Господне.
Материал подготовила Римма Кныш

Тропарь новомучеников, глас 4
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.
Тропарь новомучеников, глас 4
Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.
Ин тропарь новомучеников, глас 4
Цвети Российскаго луга духовнаго/ в годину лютых гонений дивно процветшии/ новомученицы и исповедницы безчисленнии:/ святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие,/ монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/ добрый плод в терпении Христу принесшии,/ молитеся Ему, яко насадителю вашему,/ да избавит люди Своя от безбожных и злых,/ да утверждается же Церковь Русская/ кровьми и страдании вашими/ во спасение душ наших.
Кондак новомучеников, глас 3
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.
Кондак новомучеников, глас 2
Новии страстотерпцы Российстии,/ исповеднически поприще земное прошедши,/ страданиями дерзновение приимшия,/ молитеся Христу на вас призревшему,/ яко да молящиися вам в час испытания веры их, / мужества дар приимут./ Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша,/ яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть,/ от любве Божия разлучити вас не возмогоша.

Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна Златоуста, глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.
Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды гонимым - терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
<< Предыдущая Память святого мученика Трифона. «Сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам прине... |
Следующая >> Память святой Ксении Петербургской. «Блаженная Ксения прославлена Бого... |
Еще статьи... |