Страница 1 - Неделя о расслабленном. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
26 мая православные христиане празднуют, вспоминая особое событие, удивительное чудо. Эта седмица называется Неделей о расслабленном, ибо в этот день читается евангельский отрывок о том, как Господь исцелил расслабленного (то есть, парализованного) человека.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Во время богослужения вновь звучали радостные пасхальные песнопения, ибо Пасха не закончилась, она продолжается до праздника Вознесения Господня. Церковь вновь облачена в яркие пасхальные ризы, мы слышим торжествующие пасхальные благовестия: «Христос воскресе!- воистину воскресе!», полный ликования тропарь Пасхи – «Христос воскресе из мертвых», отчего радостно и светло на душе.
Сегодня за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия от Иоанна – о том, Господь Иисус Христос исцелил расслабленного человека, страдавшего тяжелым недугом целых тридцать восемь лет. Это случилось в городе Иерусалиме, возле Овечьих ворот, где была купальня Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, ожидающих движения воды. Временами Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и тот, кто первый входил в нее после возмущения воды, исцелялся от любого недуга.
И вот в этом удивительном месте Господь увидел лежащего человека, который находился в болезни целых тридцать восемь лет, и уже долгое время пребывал в купальне, надеясь однажды исцелиться. Иисус спросил его: «Хочешь ли быть здоров?», и больной смиренно ответил: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
И тогда Господь сказал расслабленному человеку «Встань, возьми постель твою и ходи». И случилась невиданное чудо: человек, страдавший параличом почти сорок лет, тотчас выздоровел! Он наполнился сил, поднялся на собственные ноги, взял свою постель и пошёл!
Это было в день субботний, и потому иудеи упрекали исцеленного, говоря: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели». А он ответил: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи»…
Через некоторое время Иисус вновь встретил исцеленного человека в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». А человек пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его – Иисус…
Этот евангельский отрывок необычайно важен и глубок по смыслу. Ему и посвятил свою замечательную проповедь отец Владимир Воскресенский. Очень много важных, ключевых моментов, полезных уроков можно извлечь из сегодняшнего евангельского повествования.
Задумаемся: чему учит нас пример расслабленного человека? Прежде всего – твердой вере в милосердие Божие и бесконечному терпению, которые были у этого человека. Мы часто в скорби и немощи даже не просим, а требуем у Бога немедленной помощи, а если не получаем, то ропщем, унываем и отчаиваемся, а некоторые люди даже теряют веру в Бога, отходят от церкви. А этот больной человек не переставал верить, надеяться, уповать на Господа, и Христос по вере его совершил настоящее чудо: исцелил его!
Также о многом побуждают задуматься слова Христа: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Эти слова напоминают нам, что наши болезни – это следствие греха, которым поражен весь род человеческий. Мы часто в болезни бываем нетерпеливы и малодушны, а святые отцы говорили, что страдающий плотью меньше грешит, и считали болезнь посещением Божьим. Ибо кого Бог любит, того наказывает, и при страдании тела, плоти, обычно исцеляется душа.
Все мы хотим жить без скорбей и забот, и все в духовном смысле являемся расслабленными. Поэтому надо просить Бога, чтобы он укрепил нас в вере, чтобы даровал нам терпение без ропота переносить всё ниспосланное нам, научиться такому терпению, какое было у расслабленного человека, который упоминался в сегодняшнем Евангельском чтении, надеяться на Бога так, как надеялся этот человек.
- Главное – чтобы наша душа не была расслабленной, – подчеркнул отец Владимир, – ибо к расслабленному состоянию стремится душа, не думающая о своем спасении. Если жить в расслабленном состоянии – душа погибнет, поэтому надо бороться с таким состоянием. Наши души, образно говоря, должны пройти в этой жизни «переплавку», чтобы принять «форму», пригодную для Царства Небесного, и у каждого человека она своя.
Самое главное – жить по вере, сделать веру своей жизнью. Те, кто живут так, подобны свечам, которые зажгли лампаду своего сердца от Божественного огня. Свет Христов просвещает тех, кто хранит свое сердце в чистоте. Нужно хранить свое сердце, как Божий храм, в чистоте, и тогда Бог всегда будет с тобой. Как сказал апостол Павел в своем послании к Ефесянам: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»...
Перед отпустом отец Владимир ещё раз поздравил всех прихожан с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн и сообщил о расписании богослужений на предстоящей неделе. Также батюшка объявил, что скоро в Челябинск пребудут великие святыни, и одна из них – Казанская икона Божьей Матери, которая будет 6-7 июня пребывать в новом храме Рождества Христова, перед ней будут совершаться молитвы о даровании победы.
Материал подготовила Римма Кныш
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Проповедь в неделю о расслабленном
Дорогие во Христе братия и сестры! Прочитанное ныне Евангелие повествует о великом чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос, и о Его милосердии к страждущему человечеству. Это Евангелие имеет ближайшее отношение к каждому из нас и может послужить нам величайшим назиданием и утешением.
Евангелие нам повествует о том, что недалеко от Храма в Иерусалиме была Овчая купель (нечто вроде бассейна). Ангел Господень сходил по временам в эту купель, возмущал воду и сообщал ей чудодейственную силу, и кто первый входил в воду после возмущения ее Ангелом, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни был одержим. Эта целебная сила привлекала к воде множество болящих. Среди них был один человек, который тридцать восемь лет страдал тяжким недугом, но все-таки не унывал в надежде на исцеление.
По случаю праздника Господь наш Иисус Христос пришел в Иерусалим и посетил Овчую купель. Обратив внимание на терпеливо ожидавшего милости Божией расслабленного, Господь спросил его: Хочешь ли быть здоров? Так, Господи, — отвечал больной, — но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Тогда Господь говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 6-8).
И о, чудо! Одним Своим Божественным словом Господь мгновенно исцелил больного. Страдавший тридцать восемь лет тяжким недугом тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. А было это в день субботний, и иудеи сказали, что в субботу не дозволено носить постель. Тогда исцеленный промолвил: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 11). Иисуса Христа рядом уже не было. Он скрылся в народе. Но потом, когда Господь встретил исцеленного в храме, Он присовокупил следующие слова: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14).
Первое, что заслуживает нашего внимания, — это твердая вера больного в милосердие Божие. Тридцать восемь лет он страдал от тяжкой болезни и не изнемогал в своем терпении и уповании. Он верил и надеялся получить просимое, и Господь вспомнил о нем и подал ему исцеление. Научитесь, дорогие, на этом примере быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских.
Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, — верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость.
Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы, из-за своего малодушия и нетерпеливости, нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», — и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.
Дорогие братия и сестры! Если мы веруем, что есть Бог, что Он за нас предал на смерть Своего Единородного Сына, если мы веруем, что всею нашей жизнью управляет не кто иной, а Тот же Отец Небесный — то поэтому мы и должны возложить на Него все наши упования. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает… (Пс. 54, 23).
Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6).
Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью, — этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.
И не напрасно святые и праведные считали себя позабытыми от Господа, когда их долго не посещали скорби. Апостол Павел говорит: мы не только тем хвалимся, что через веру получили оправдание и надежду в будущем, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 3-5). Скорби — это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности. А опыт — это великое дело в жизни. Опыт одушевляет человека уверенностью в успехе.
А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам, по Своему человеколюбию, решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам, — мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню.
Не могут не обратить на себя нашего внимания слова из прочитанного Евангелия, сказанные Господом исцеленному расслабленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Из этих слов видно, что между болезнью и грехом существует самая наитеснейшая связь. Пока первые люди не согрешили, до тех пор они были здоровы и телом и душой. А после того, как не смогли уберечь себя от греха, — вслед за грехом последовали и болезни. Это явление повторяется и сейчас, и закон этой зависимости будет в силе до cкончания века. Всякое нарушение закона, как в области телесной, так и в области нравственной, влечет за собой расстройство природы нашей и непременно сопровождается болезнями. А посему, зная эту истину, будем всемерно избегать греха как причины разрушения нашей душевной и телесной природы.
Между тем нет человека, который смог бы постоянно уберегать себя от согрешений. По слову Божию: несть человек иже жив будет и не согрешит, аще и един день жития его на земли. Но благодать Божия дает нам средство к постоянному очищению от грехов в Таинстве покаяния. Сколько бы человек ни падал — он всегда имеет возможность восстать. Осознав свой грех, пожалей о том, что ты оскорбил всеблагого Господа, возымей твердое намерение исправления — и Господь по Своему милосердию простит тебе твой грех и сподобит Своей благодати. А если же в постигших нас бедствиях и случится замедление в исполнении наших прошений, то пусть тогда пример страдавшего тридцать восемь лет расслабленного служит нам утешением в уповании на милость Божию.
Скажем словами святого апостола Иакова: долготерпите и вы, укрепите сердца ваши… (Иак. 5, 8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лице Свое. И что бы ни случилось в жизни — почаще взывайте: Упование мое — Отец, Прибежище мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!
Аминь.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Неделя о расслабленном
(Деян.9, 32–42; Ин. 5, 1–15)
«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал
Митрополит Сурожский Антоний
Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. 28 апреля 1991 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу обратить ваше внимание на три черты сегодняшнего евангельского чтения. Первое: как страшно слышать, что этот человек 38 лет был в крайней нужде, разбитый телесной болезнью, сломанный, и что ни один человек не нашелся, кто бы ему помог… И то, что случилось с этим человеком, в данное время случается с миллионами других людей: потому что мы холодны сердцем, потому что нам нет дела до того, что другие голодают, страдают болезнью, находятся в отчаянии душевном, ищут и не могут найти своего пути в жизни, в конечном итоге, найти Живого Бога, – потому что мы так холодны, миллионы людей остаются во тьме и холоде, в одиночестве и ужасе.
Вторая черта сегодняшнего Евангелия относится именно к этому: кто из нас может сказать, что когда он чего-то желал, о чем-то мечтал, чего-то добивался и стоял рядом с другим человеком, который был в той же нужде, но дольше, в той же нужде, но больше, – кто из нас пожертвовал собой, отступил в сторону, и сказал: ты пройди первым, ты будь первая, я подожду… В ответ на такой поступок, Господь мог бы дать человеку (каждому из нас, если бы мы только сумели так поступить) такую душевную тишину, такой свет, который сделал быненужным то, к чему мы так отчаянно стремимся.
И наконец, Христос говорит этому человеку: Смотри, берегись, не согрешай больше, иначе будет еще хуже, чем то, что ты пережил… Грех, конечно, выражается словами, мыслями, поступками, волеизъявлениями; но в основе, грех – это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом нашей цельности, целостности. Если мы от Него отрываемся, то мы теряем самую возможность быть целыми. И отрываемся мы каждый раз, когда мы по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком – цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь; Он нас предупредил о том, что то, чего мы не сделали кому бы то ни было из наших ближних, мы не сделали и Ему; и наоборот, если мы что-либо сделали для ближнего нашего, мы Ему это сделали, потому что когда что-нибудь доброе сделано для любимого человека, то любимый никогда этого не забудет.
Вдумаемся в то, что мы сейчас читали, в те намеки понимания, которые я пробовал довести до вашего сознания. Вот, доведите их до сознания, доведите до сердца, до воли, и пусть это все расцветет в живые, творческие поступки. Аминь.
<< Предыдущая Неделя о слепом. Память святого праведного Иоанна Русского, исповедник... |
Следующая >> Память святого апостола Симона Кананита |
Еще статьи... |