Страница 1 - Память Святых Царственных страстотерпцев. «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною»... |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
Слушать: |
17 июля православный мир почтил память Святых Царственных страстотерпцев. В России к этому событию были традиционно приурочены Царские дни, которые прошли очень торжественно, с крестным ходом в городе Екатеринбурге – там, где была злодейски убита Царская семья. Сюда ежегодно приезжает множество верующих из разных уголков нашей страны, а также из зарубежья, чтобы почтить память святых Царственных страстотерпецев и соборно, всем миром, им помолиться.
Невозможно без содрогания сердца читать историю о Голгофе последнего российского императора Николая II и его семьи – императрицы Александры Феодоровны, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, цесаревича Алексия. Всматриваясь в иконы, фотографии, великолепные портреты кисти Валентина Серова и Бориса Кустодиева, начинаешь понимать весь ужас кровавой трагедии, свершившееся более века назад. Миллионы людей скорбят о безвинно убиенных святых мучениках и слезно молятся святым Царственным страстотерпцам, прося помощи в различных бедах и скорбях. И особенно важно усердно помолиться сейчас нашим небесным покровителям, чтобы они помогли спасти Россию, наше многострадальное Отечество, перед лицом растущей опасности от внешних врагов.
В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода: время его царствования и время пребывания в заточении. Первый дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, а второй период – это крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу...
Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, Государь принял свой крест так же, как библейский праведник. Он перенес все ниспосланные ему испытания твердо и мужественно, кротко и без ропота. Он мог бы укрыться где-то за границей, но не захотел оставлять Россию в критический момент. Он помнил, что суть христианства – Крест, и что Сам Господь указал нам путь ко спасению: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24)…
В 1913 году Россия достигла небывалого экономического роста по всем показателям. Стремительно росло ее население, невиданными темпами развивались промышленность, могущественными становились армия и флот, успешно проводилась в жизнь аграрная реформа. Россия находилась в это время на вершине славы и могущества. Враги нашего Отечества поняли, что если Россию не остановить любыми способами, то через сто лет ее уже никто не догонит…
И вот начинается первая мировая война, оказавшаяся для нашей страны роковой, и организованы революционные потрясения, финансируемые извне и поддержанные внутренними врагами самодержавия. Обман и подлость, низость и предательство вокруг последнего российского государя сгустились как черные тучи. Его убедили, что нужно оставить трон, чтобы не быть помехой счастью России. И вот 2 марта 1917 года состоялось отречение, был подписан Манифест, а после состоялся арест государя вместе со всей семьёй – без малейшего законного основания и повода.
Царское село, Тобольск, Екатеринбург. Везде Царскую семью ожидали тяжелейшие потрясения и испытания, и чем дальше, тем хуже и грубей становились издевательства слуг новой безбожной власти. Страшным был путь на Екатеринбургскую Голгофу.
Но везде Царственные страстотерпцы продолжали с любовью заботиться друг о друге, поддерживать друг друга, горячо молиться, при каждой возможности – участвовать в богослужениях. Они не роптали, не проклинали своих мучителей, они уподобились самому Господу Иисусу Христу в терпеливом несении выпавших им страданий. Они являли такое благородство духа, такие высокие нравственные качества, подлинные христианские добродетели, что сами охранники начинали порой проникаться к ним сочувствием.
Но последняя стража была самой жестокой и бесчеловечной. Вот как описываются последние часы и убийство Царской семьи. «В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Внешне все были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи.
По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать — они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы.
В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные — каждый заранее знал свою жертву.
Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние...
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями.
«Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, — они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
Вскоре, после того как было объявлено о расстреле Государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.
Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы об упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи. В последние годы во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг Царской семьи.
В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации Царской семьи — под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей. К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств об их благодатной помощи — об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.
К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
Память святым страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, их чадам - Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).
Остается добавить, что при жизни Император Николай II уделял огромное внимание нуждам Православной Церкви. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах.
Личное благочестие Государя проявилось и в том, что за годы его царствования было канонизировано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Император Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Память преподобного Сергия Радонежского. «Сергий глубочайше русский, г... |
Следующая >> Память святых Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. «Ищите прежде все... |
Еще статьи... |