Все ближе и ярче сияет нам свет Рождества Христова. На долгом пути Рождественского поста, который близится к завершению, православная Церковь чествует еще один замечательный праздник 4 января – память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Эта святая пострадала за Христа в 304 году, во время жестоких гонений на христиан императора Диоклетиана. Она была современницей святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Димитрия Солунского, святой великомученицы Варвары, святой великомученицы Екатерины, святого великомученика и целителя Пантелеимона, многих других святых, также принявших мученическую кончину в начале IV века.
В плеяде ярчайших святых великомученица Анастасия занимает особое место. Само имя «Анастасия» происходит от греческого слова «ἀνάστασις» — «возвращение к жизни, воскресение, возрождение» («возвращённая к жизни»). По Божьему промыслу святая Анастасия воскресила и воскрешает в душах христиан свет веры, надежды, любви, помогая нам идти по пути спасения, на протяжении многих веков.
Как повествует святитель Димитрий Ростовский, по происхождению Анастасия была знатной римлянкой. Родилась она в III веке, в семье знатных и богатых родителей. Отец был сенатором и язычником, а мама была христианской. Именно она воспитала дочь в духе христианской веры, а обучение ее поручила достойному мужу Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием.
Наставник Анастасии был христианином и впоследствии стал мучеником за веру Христову. Хрисогон хорошо знал Божественное учение Христа и научил свою ученицу не только грамоте и наукам. Самое главное – она научилась познавать Единого истинного Бога, Создателя и Совершителя всего. Прилежно читая христианские книги, Анастасия поучалась в законе Господнем день и ночь, все более утверждая свое сердце в любви к Богу. А когда Анастасия закончила обучение, ее стали прославлять, как мудрую и прекрасную деву, которая отличается от всех своим благородством, душевною и телесною красотою, добрым нравом и кротостью.
Однако после смерти матери для девы началась тяжелая жизнь. Против воли отец-язычник выдал дочь за язычника Помплия, происходившего из сенаторского рода. Этот человек принёс святой очень много страданий. Анастасия с плачем молилась Богу, день и ночь. Притворившись, что у нее неисцелимая болезнь, она не стала делить с мужем супружеское ложе. Когда же нечестивый муж пытался насильно завладеть ею, она вырывалась, и сам ангел-хранитель защищал её, помогая остаться непорочною девою.
Не в знатности, не в славе, не в богатстве, не в пирах видела чистая дева своё счастье. Самым главным для неё была любовь к Богу и к ближним, которым она стала всячески служить во имя Христа. Часто Анастасия выходила из дому, облачившись в нищенском рубище, и посещала темницы, где томились многочисленные христиане. Она золотом платила страже, чтобы ей позволяли войти в темницы, и служила страждущим, умывала руки и ноги, отирала кровь, обвязывала раны чистым полотном, подавала пищу, питье, лекарство – всё это покупая на собственные средства. А после возвращалась домой.
Однажды служанка выдала свою госпожу нечестивому Помплию. Узнав, что Анастасия посещает узников, ухаживает за ними и тратит на них средства, он страшно разгневался. Он избил Анастасию и запер в отдельную комнату, приставив стражу. На беду вскоре умер и отец девы, и тогда жестокий Помплий решил вовсе уморить жену, чтобы унаследовать богатство, он ежедневно истязал и мучил ее.
Святая Анастасия очень скорбела, что не может посещать узников-христиан, и особенно переживала за своего учителя Хрисогона, который уже два года находился в темнице, претерпевая различные муки. Но и из мрака заточенья Хрисогон присылал Анастасии утешительные письма, и однажды предсказал скорое освобождение от жестокого супруга и наследование Царства Небесного.
Письмо завершалось словами: «Крепко и бодро охраняй себя от всех грехов и ищи утешения от Единого Бога, соблюдая святые заповеди Его. Скоро вернется к тебе мирное время. Как после ночной тьмы воссияет светозарный день и как после жестокой зимы наступает теплая весна, так придут к тебе золотые и ясные дни, и тогда ты подашь всем страждущим ради имени Христова временное утешение, а сама несомненно сподобишься вечного блаженства... Спасайся о Господе и молись обо мне".
Вскоре Помплий был отправлен послом в Персию, но в пути погиб: разыгралась буря – и корабль утонул. Святая Анастасия освободилась от власти злого тирана и теперь могла свободно обходить заключенных в темницах, служить им не только имением своим, но и утешать благоразумными речами, укрепляя в подвигах веры, побуждая к мужественному терпению и к безбоязненной смерти за Христа.
В то время царь Диоклетиан усилил жестокие гонения на христиан. В этой кровавой мясорубке погибли очень многие дорогие Анастасии люди. Мученическую кончину за Христа принял ее любимый учитель Хрисогон, близкая по духу подруга, вдова Феодотия с тремя малолетние сыновьями, юные сестры Агапия, Хиония и Ирина, которых святая Анастасия укрепляла в подвиге, тысячи других христиан. Но и перейдя в небесные обители, святой Хрисогон и святая Феодотия не оставили Анастасию без своей помощи, наставляя и поддерживая её.
Анастасия переходила из города в город, из страны в страну, на свои средства доставляла узникам пищу и питье, одежду и лекарства, все необходимое. Научилась она и врачебному искусству, с любовью и усердием оказывала больным помощь. Она стала отрадою для многих измученных людей, она не гнушалась ухаживать за тяжелобольными – обмывала, очищала гной, кормила, поила, многих своими руками вылечила от неисцелимых ран, многих – уже полумертвых – оживила своим уходом, и всем приносила облегчение от долговременных тяжких уз. Поэтому Анастасию и назвали Узорешительницей. Ее веселье и радость заключались только в одном – чтобы послужить Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова.
Однажды Диоклетиану донесли, что все темницы по городам наполнены христианами, и негде помещать новых узников. Тогда жестокий мучитель повелел всех умертвить. И за одну ночь было убито великое множество мучеников. Наутро Анастасия пришла в одну из темниц и, не найдя никого, стала плакать и кричать. Воины отвели её к начальнику Иллирийской области Флору, который устроил святой допрос.
– Ты христианка?
– Воистину я христианка. Что тебе кажется мерзостным, то мне дорого. А имя христианки, которое у вас считается позором, для меня честно и славно.
Тогда игемон стал расспрашивать Анастасию об ее происхождении и, узнав, что она из известного римского рода, с удивлением спросил:
– Что побудило тебя к тому, что ты, оставив Рим, славное отечество твое, пришла сюда?
Святая отвечала ему:
– Не что иное, как только глас Господа моего, призывавшего меня к Себе. Внимая этому гласу, я оставила отечество и друзей, взяла Крест Христа моего и бодро и радостно пошла вслед за Христом.
Игемон сказал на это:
– Где тот Христос, Которого ты исповедуешь? Анастасия отвечала:
– Нет места, в котором бы не было Христа. Он – на небе, в море, и на земле, Он пребывает во всех призывающих и боящихся Его, просвещая их разум и всегда находясь с ними.
Игемон спросил:
– Где же находятся люди, боящиеся твоего Христа, о которых ты говоришь? Скажи нам, чтобы мы узнали их.
Святая отвечала:
– Доселе они были с нами на земле, живя в теле, теперь же, оставив дольний мир, они на небе и с высоты смотрят на нас. Это блаженство доставила им смерть, принятая за Христа. И я желаю быть в их числе и пойти тем же путем, что и они…
Никто не смог поколебать святую Анастасию – ни изворотливый Флор, ни жестокий Диоклетиан, ни коварный жрец Ульпин. Святая бесстрашно заявила, что умереть за Христа не значит погибнуть, но – войти в жизнь вечную.
Когда Ульпин предложил ей на выбор противоположные предметы: орудия пыток и предметы роскоши, Анастасия с презрением взглянула на предметы роскоши и драгоценности, и сказала: «Все это, диавол, твое и работающих на тебя, с которыми ты и будешь при этом в вечной погибели». Посмотрев же на вериги и орудия мук, святая Анастасия произнесла: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному жениху мою – Христу. Это я выбираю, а то отвергаю, это люблю ради возлюбленного Господа моего, а то ненавижу».
Никакие посулы и угрозы не сломили святую Анастасию, которая непрестанно взывала с молитвой к Жениху Небесному, Христу. А нечестивому жрецу сказала: «Не принесу жертвы твоим богам, не исполню воли твоей и твоего царя; а принесу жертву хвалы Царю веков, Единому бессмертному Богу моему, за Которого я полагаю мою душу. Мучения же, которыми ты грозишь, презираю, так как ничего не желаю приобрести, как только одного Христа, в Котором – жизнь вечная».
Много мук претерпела святая Анастасия от своих мучителей. Два месяца ее морили голодом, её многократно пытали, хотели даже утопить на корабле – но святую сломить не удалось. В конце концов, святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами, и так она предала Господу свою душу. Так блаженная Анастасия Узорешительница завершила свой страдальческий подвиг. Честное же тело её, неповрежденное огнем, выпросила у жены игемона благочестивая христианка Аполлинария, которая с честью похоронила его в своем винограднике. А позже, когда гонения прекратились, она воздвигла над могилою святой великомученицы Анастасии церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились, тогда с великою почестью они были перенесены в город Константинополь…
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь, глас 4
Победоно́снаго Воскресе́ния/ истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва,/ побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием,/ Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́,/ Его́же возлюби́ла еси́./ Того́ моли́// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающии, приемлют честная дарования от живущия в тебе божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления.
МОЛИТВА ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЕ
О, многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты́ душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же да́нною тебе́ благода́тию разли́чная соверша́еши исцеле́ния; при́зри у́бо ми́лостивно на предстоя́щия лю́ди и моля́щияся пред ико́ною твое́ю, прося́щия твоея́ по́мощи, простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы о на́с и испроси́ на́м оставле́ние согреше́ний на́ших, по́мощи в труда́х милосе́рдых, укрепле́ния ду́ха в служе́нии, кро́тости, смире́ния и послуша́ния, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и во у́зах су́щим ско́рую по́мощь и заступле́ние, умоли́ Го́спода, да пода́ст все́м на́м христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, да сподо́бимся и мы́ ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Следующая >> Память святого праведного Иоанна Кронштадского и священномученика Игна... |
Еще статьи... |