18 декабря Русская Православная Церковь чествует память святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и преподобного Саввы Освященного. В Свято-Георгиевском храме Челябинска имеется икона святителя Гурия Казанского, с частицей его святых мощей, поэтому в день праздника в церкви была совершена божественная литургия.
Возможно, этот святой не всем так хорошо известен, как святые Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Ксения Петербуржская, Матронушка Московская, Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Но в сонме угодников Божьих, прославивших своей святой жизнью Бога, святитель Гурий занимает особое, достойное место. И многие чудеса, и молитвы пред святыми нетленными мощами святителя свидетельствуют, что это был человек святой, богоугодной жизни. Это истинный великий светоч Церкви Русской, немало совершивший для утверждения православной веры на Русской земле.
В житии, которое составил святитель Димитрий Ростовский, рассказывается, что преподобный Гурий (в миру Григорий) родился в городе Радонеже, от бедных и малоизвестных бояр Руготиных. В юности он был отдан на служение в дом князя Ивана Пенькова, где вскоре заслужил доверие и расположение хозяина.
«Григорий был нрава кроткого и уступчивого; он любил часто ходить в храм Божий на молитву, молился и дома; внимательно охранял свое целомудрие, держал строгий пост; любил также подавать нищим милостыню и отличался прочими христианскими добродетелями. Своим благонравием и честностию Григорий приобрел любовь своего господина, и он поручил ему все управление своим домом. Но сие возбудило зависть в сослуживцах Григория, и они оклеветали его перед князем в прелюбодеянии с его женою», – пишет святитель Димитрий.
Князь сначала хотел убить Григория, но после передумал и посадил в глубокий ров. Два года ни в чем не повинный юноша провел в заточении. Его практически не кормили, лишь бросали на три дня сноп овса и немного воды. Тяжко было невинному страдальцу, но он укреплял себя примером древних мучеников и ободрялся мыслью, что темница избавляет его от соблазнов и мирских тревог, а уединение дает возможность готовиться к вечности.
Но даже в заточении Григорий сумел совершать добрые дела. Он писал азбуки для детей, попросив своего друга продавать их, а деньги раздавать нищим.
Через два года милосердный Господь освободил Григория. Неожиданно в дверях засиял яркий свет, и они оказались открыты. Юноша понял: Сам Бог посылает ему освобождение. Григорий возблагодарил Господа, взял икону Пресвятой Богородицы и покинул темницу.
После юноша пришел в Успенский Иосифовский монастырь, где принял пострижение в монахи с именем Гурия. Он стал добрым иноком и постником, и за примерную иноческую жизнь впоследствии был избран игуменом обители. Пробыв настоятелем около девяти лет, он по болезни оставил монастырь и два года жил на покое, проводя время в посте и Богомыслии. После святитель Гурий был послан на игуменство в Селижаров монастырь, где пробыл не более года. А когда Бог покорил царю Иоанну Васильевичу город Казань, святитель Гурий был поставлен первым архиепископом этого города.
Царь отправил его в Казань с великими почестями, дал множество икон, книг, драгоценную церковную утварь. Свои пожертвования на нужды новопросвещаемого края внесли также и святители, и разные монастыри.
26 мая 1555 года, в Неделю святых отец после Пасхи, митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом и всеми архимандритами Московскими и игуменами, а также и святитель Гурий со своими архимандритами и освященным клиром, в присутствии царя и всего синклита, торжественно отслужили в Успенском соборе напутственный молебен.
По окончании молебна святитель Гурий с крестным ходом подошел к Москве-реке, сел в приготовленные ладьи и с молитвами отправился в путь, под звон колоколов всех кремлевских церквей. И в каждом городе святителя Гурия встречало духовенство с крестным ходом, и повсюду совершались торжественные молебствия. И все путешествие святителя Гурия, до самой Казани, было почти непрерывным молением.
Спустя два месяца святой Гурий прибыл в Казань и занял святительский престол. Он и в высоком сане продолжил вести богоугодную жизнь: питал нищих, подавал все нужное неимущим, заступался за бедных, вдов и сирот, избавлял людей от различных бед. Святитель очень много трудился. Ночи проводил в молитве, а днем учил неверных Богопознанию и вере в Пресвятую Троицу. Своим учением святитель Гурий привел ко Христу многих магометан.
Многие труды подорвали и без того слабое здоровье святителя Гурия. Но даже в тяжелой болезни он продолжал посещать Божественную литургию. Его приносили в построенный им храм Благовещения Богоматери: он сидел или лежал, слушая богослужение. При этом он не оставил и обычных, удобоисполнимых дел, продолжал смирять свою плоть постом и воздержанием. И так продолжалось три года.
И вот, чувствуя, что приближается отшествие к Богу, святой Гурий призвал к себе архимандрита Варсонофия и пожелал принять от него великий ангельский образ – то есть, схиму. Блаженная кончина святителя последовала 4 декабря 1564 года. Его честное тело было погребено в Спасо-Преображенской обители, за алтарем, у большой церкви.
Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь преображения Господня. Когда начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия (1596 год), об этом возвестили митрополиту Гермогену, бывшему тогда архипастырем Казани. Митрополит, совершив литургию и панихиду, пришел в монастырь со всем Освященным собором. Открывши гроб святого Гурия, они нашли его наполненным благовонным миром; тление коснулось лишь немного верхней части губ, даже ризы святителя были целы и казались крепче новых. Подобным образом открыли гроб святого Варсонофия и также обрели мощи его целыми и нетленными, как и мощи святителя Гурия.
Честные мощи святителей переложили из прежних гробов в новые ковчеги, и от них стали совершаться многочисленные исцеления. Царь Феодор Иоаннович, святейший патриарх Иов, весь царский синклит и множество народа, узнав об этом, прославили Бога, прославляющего Своих святых. Благочестивый царь повелел хранить святые и многоцелебные мощи святителей в особом приделе – с южной стороны алтаря большой церкви, которая ради этой святыни вскоре была благолепно украшена.
Сегодня Церковь вспоминает также память преподобного Саввы Освященного. Известно, что он родился в V веке, в Каппадокии, в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Отец его был военачальником. Однажды он уехал по делам службы в Александрию, взяв с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в ближайший монастырь – святой Флавианы. Одаренный ребенок вскоре научился читать и хорошо изучил Священное Писание. А главное – он всем сердцем полюбил Бога и пожелал посвятить Ему всю свою жизнь.
Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак. В 17 лет юноша принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Десять лет преподобный Савва подвизался в обители Флавианы, после отправился в Иерусалим, и оттуда – в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В этой обители преподобный Савва пробыл послушником до 30-летнего возраста, а после кончины старца Феоктиста его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере. Лишь по субботам святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение пяти лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув, что находилась у Мертвого моря. Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий (праздник Вход Господень в Иерусалим). Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере, близ обители преподобного Герасима Иорданского. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни, и так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.
Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, многократно здесь происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.
Почти тысяча лет разделяет великих святых – святителя Гурия, архиепископа Казанского, и преподобного Саввы Освященного. Но для нас они стоят рядом, между ними немало общего, и главное, что их роднит – это непостижимое сияние Божественной любви. Это подвиги, это безграничная любовь к Богу, это всецело посвященная ему жизнь, это служение Церкви и ближним. Помолимся же им от всего сердца и постараемся держать их пример всегда перед глазами, чтобы и нам учиться от них высшим христианским добродетелям – ради спасения душ наших, ради вечной жизни с Богом.
Святитель Гурий, архиепископ Казанский, преподобный Савва Освященный, молите Бога о нас, освятите и нас своей молитвой, чтобы и мы учились жить по-евангельски и шли навстречу Рождеству Христову со светлым, радостным и чистым сердцем.
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь святых Гурия и Варсонофия, глас 3
Первии учителие прежде темному, ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани, первии возвестителие пути спасительнаго, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, благочестия учителие, и православия наставницы, Гурие и Варсонофие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак Варсонофия, глас 6
Воздержанием тело Духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси: сего ради святительства саном почется, чисте чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти императора нашего вседержавнаго, благочестия содержителя, и люди твоя, святее, да вси вопием ти: радуйся отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвала и утверждение.
Кондак Гурия, глас 4
Чувственныя страсти победив, чистотою яко солнце возсиял еси, чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси, и того ради от Бога нетлением почтен был еси, и чудесы удивляемь. Молим тя святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти: радуйся отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.
Тропарь преподобного Саввы, глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы, глас 8
Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.
<< Предыдущая Память святителя Николая Чудотворца. «Отче священноначальниче Николае,... |
Следующая >> Память святой великомученицы Варвары. «Радуйся, Варваро, невесто Христ... |
Еще статьи... |