28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост, который называется также Филипповым – по имени святого апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Христа. Это один из четырёх многодневных постов церковного года, который именуют также Рождественской Четыредесятницей. Он длится сорок дней, вплоть до праздника Рождества Христова (7 января). Последний день поста называется Рождественским Сочельником, и приходится он на 6 января.
О Рождестве Христовом очень ярко повествуют святые апостолы и евангелисты Матфей и Лука, в начале Рождественского поста очень полезно и отрадно читать эти вдохновляющие строки. Святой евангелист Матфей (один из ближайших 12 учеников Христа) рассказывает о том, как почтить Богомладенца Христа пришли волхвы (мудрецы) с далекого Востока. Путь к месту Рождества Христова им указывала удивительная Вифлеемская звезда, которая шла впереди, высоко в небесах, и остановилась над вертепом, где в ясли, предназначенные для животных, был положен новорожденный Богомладенец Христос. С великой радостью и благоговением путешественники поклонились Царю мира и принесли ему свои драгоценные дары – золото, ладан и смирну.
Святой евангелист Лука (один из 70-ти апостолов) повествует, как в день Рождества пастухам, несущим ночную стражу в поле, явился Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». А затем внезапно явилось многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».
Какой великой радостью и надеждой наполняют сердца христиан эти евангельские истории, открывающие нам обстоятельства величайшего события на земле – Рождества Христова. И сейчас, вступая в Рождественский пост, православные христиане начинают готовиться именно к этому великому празднику, очень светлому и радостному – к Рождеству Спасителя мира. Словно мудрые волхвы, путешественники с далекого Востока, мы начинаем наш путь через ледяную и темную пустыню, чтобы увидеть и принять в свое сердце новорождённого Богомладенца Иисуса Христа.
Но прежде мы должны приложить усилия, чтобы подготовиться достойно к этой встрече, чтобы очистить свое сердце от всего нечистого, лишнего, наносного, омыть его слезами покаяния, освободиться от страстей и побороть грехи. Именно пост помогает человеку подчинить свои желания воле и разуму, исполнить волю Божию, жить по помыслу Божьему, направляющему нас по пути спасения.
Но под постом подразумевается воздержание не только от определенных видов пищи, но и всякого зла, от греховных занятий, развлечений и страстей, от болтовни, осуждения, праздной и пустой траты времени. Наоборот, полезно в дни поста усердней заняться молитвой и делами милосердия, по возможности чаще посещать церковь, участвовать в церковных богослужениях.
Установив Рождественский пост, Церковь последовательно и мудро готовит благочестивых христиан к празднику Рождества, несущему великую радость всему миру. Как известно из истории, продолжительность этого поста была разной в различные эпохи, сначала это были один-два-пять дней, потом продолжительность поста постепенно возросла, и он стал распространяться не только на монашествующих, но и на мирян. Таким образом, христиане получили возможность очищать свои души через покаяние, через духовные и телесные подвиги, через определённые усилия, получая спасительную пользу для души. «Как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу», – наставляет святитель Иоанн Златоуст.
Из Священного Писания нам известно, что пост всегда служил средством для приближения к Богу, для познания воли Божьей, для особенно усердной молитвы Творцу Вселенной. Когда один человек, или несколько людей, или целый народ хотят быть услышанными, хотят призвать на помощь Бога и получить эту помощь, они всегда прибегают к посту.
Сам Христос показал на своём примере великую и спасительную пользу поста. После Крещения на реке Иордан, которое совершил святой пророк Иоанн Предтеча, Спаситель отправился в пустыню, где постился целых сорок дней. Он ничего не ел и не пил в эти дни, и напоследок взалкал, и тогда дьявол подверг его трем сильным искушениям, которые Христос выдержал с честью. Он не ослабел, как полагал лукавый, а стал ещё сильней и посрамил врага рода человеческого. И только после 40-дневного поста Иисус Христос отправился проповедовать Евангелие (об этом повествуют апостолы-евангелисты Матфей, Марк и Лука), и все дивились Его неземной мудрости и силе, а некоторые из соотечественников изумлённо спрашивали: «Откуда у Него всё это?».
Святые отцы придают очень большое значение постам, много сказано об их спасительной пользе. Они напоминают, что нужно воздерживаться от всякого зла – от всего, что мешает приближаться к Богу. Цель поста – утончать свою плоть и усиливать дух, чтобы мы учились побеждать плоть, любить Бога и ближних, жить по-евангельски.
В дни Рождественского поста православные христиане почитают немало замечательных праздников: 4 декабря – Введение в храм Пресвятой Богородицы, 6 декабря – память святого благоверного князя Александра Невского, 9 декабря – освящение первого храма на Руси в честь святого великомученика Георгия Победоносца, который построил Ярослав Мудрый: в Свято-Георгиевском храме Челябинска в этот день будет отмечаться престольный праздник. 7 декабря – память великомученицы Екатерины, 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного, 19 декабря – праздник святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, 25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, 31 декабря – Прославление святого праведного Симеона Верхотурского. Не все праздники мы упомянули, ибо буквально каждый день церковного года почитается память многочисленных святых, угодивших Богу своими подвигами и подающих нам яркий пример.
Остаётся добавить, что Рождественский пост по сравнению с Великим или Успенским кажется лёгким, простым и радостным, он не такой строгий. По выходным дням можно вкушать рыбу, пищу с подсолнечным маслом, вино. Обязательно воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молочных продуктов, а по понедельникам, средам и пятницам необходимо воздерживаться от вкушения масла и вина. Но опять же у каждого человека мера поста своя, в зависимости от состояния здоровья и жизненных обстоятельств, поэтому прежде необходимо посоветоваться с духовником. Более строгим пост становится после Зимнего Николы – 19 декабря, праздника Николая Чудотворца. Последний день поста – Сочельник (от названия особого блюда, сочива), когда благочестивые христиане постятся до самого вечера, до первой звезды.
Несколько изречений святых отцов о пользе поста
Святитель Иоанн Златоуст:
«Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий»…
Святой Симеон Фессалоникийский:
«Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Святитель Тихон Задонский:
«Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни».
Блаженный Августин:
«Чем более дней поста, тем лучше врачевство, чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Во дни поста преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется и благочестие награждается»
Преподобный Дорофей Палестинский:
«Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела»
Святитель Николай Сербский:
«Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более он уменьшает попечения о своем теле и увеличивает радость своей души. Сие не достаточно просто сказать и просто услышать; сие становится ясным само собою, когда человек старается так поступать и применяет это в жизни»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий):
«Пост — есть воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов… Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева»
Святитель Иоанн Шанхайский:
«Как высокий государственный деятель должен зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что ему поручено, так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи»
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. «Пречистый х... |
Следующая >> Колесование святого великомученика Георгия Победоносца. «Скорей ты уст... |
Еще статьи... |