22 декабря у православных христиан тройной праздник. В этот день мы славим светлое Воскресенье Христово, чествуем память иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» – одной из самых любимых на Руси, и, наконец, почитаем память святой праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы.
Сегодня в Свято-Георгиевском храме Челябинска совершалась праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский. Напротив алтаря, на аналое, рядом с иконой Воскресенья Христова находится икона Божьей Матери «Нечаянная радость». Прихожане церкви благоговейно приложились к обоим образам, вознося сердечные молитвы Господу и Пресвятой Богородице.
Во время богослужения читались два евангельских отрывка. Один из них был посвящен воскресному дню, другой – празднику иконы Божьей Матери «Нечаянная радость». После того, как совершилась Евхаристия – причастники причастились Святых Христовых Тайн, прозвучали благодарственные молитвы. Потом отец Владимир произнёс очень интересную, содержательную проповедь. Священник сделал акцент на евангельском отрывке, посвященном воскресному дню – об исцелении Господом десяти прокаженных (Евангелие от Луки, глава 17). Этот отрывок часто читается в церкви, он всегда звучит во время благодарственных молебнов.
Однажды Спаситель шел в Иерусалим и встретил на пути десять прокаженных, которые остановились вдали и громко закричали: «Иисус Наставник! помилуй нас!». Тогда Господь сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И когда они шли, произошло чудо: они все очистились от проказы! Один из них, увидев своё исцеление, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его, и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» и сказал самарянину: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Сегодняшний евангельский отрывок побуждает нас задуматься о том, как часто мы благодарим Бога, обладаем ли мы благодарным сердцем. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что все случающееся – это не повод для помыслов, а повод для благодарности.
Очень интересную притчу святителя Николая Сербского привел отец Владимир – про одного богатого вельможу, который жил во дворце, имел всё, но всегда хандрил и никогда не благодарил Бога. Но вот однажды он встретил простого богобоязненного крестьянина, и с этого момента для него началась новая жизнь. Его дом сгорел, он лишился всего, но поблагодарил Бога, потому что настало время трудиться, и это вернуло ему смысл жизни. С тех пор он начал улыбаться, он научился работать своими руками и каждый день благодарить Бога.
Нам всегда есть за что благодарить Бога, каждый день и каждый час нашей жизни. Просто в погоне за призрачным «счастьем», мы чаще всего не замечаем и не ценим то хорошее, что имеем, и забываем поблагодарить Бога. Именно об этом напоминает нам сегодняшний евангельский отрывок – о том, что надо научиться как можно чаще благодарить Бога, говоря: «Слава Тебе, Боже!», и тогда мы ощутим благодать Божию и почувствуем себя счастливее.
Очень важный повод для размышлений даёт нам сегодня и история иконы Божьей Матери «Нечаянная радость». Она тоже начинается с того, что мы видим человека беззаконного и неблагодарного. Он вел порочную жизнь, часто совершал грехи, но перед этим имел обыкновение молиться пред иконой Божьей Матери, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Но однажды, когда он собрался снова на грешное дело, его потрясла страшная картина. Он увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись кровоточащие раны на руках и ногах, и из ребра Его также текла кровь.
В ужасе молодой человек воскликнул: «О, Госпожа, кто это сделал?», а Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только юноша понял, в какую бездну он пал, и долго со слезами молил Богородицу и Спасителя о помиловании.
Спаситель сначала «не слышал» молитву беззаконника. Но Божья Матерь продолжала молиться за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». После этого молодой человек оставил греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво. И до конца своих дней он со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, по молитвам Которой ему была дана уже не чаянная им радость прощения и оставления грехов.
Вот только несколько строк из акафиста иконе Божьей Матери «Нечаянная радость»: «Радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая». Акафист можно читать не только в церкви, но и дома. И это тоже – выражение благодарности Богу и Пресвятой Богородице, Которые даруют нам бесчисленное множество радостей, благодеяний, милостей и терпеливо ведут нас по пути спасения души. Будем чаще благодарить Господа и Божью Матерь, и если всмотреться в нашу жизнь попристальнее, мы без труда отыщем в ней множество поводов для нечаянной радости.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Отрывок из Слова в день празднования иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость
«Возлюбленные братия и сестры, воспоминаемое ныне событие свидетельствует, прежде всего, о неизреченной любви Матери Божией не только к праведникам, но и к грешникам, о Ее заботе материнской о детях Своих, которые утопают в бездне греховной, но в то же время раскрывает оно перед нами и величайшее зло, таящееся во грехе. Грех есть ужасное зло, для уничтожения которого потребовалась смерть Единородного Сына Божия. А мы грехами своими вновь и вновь распинаем Спасителя и растравляем Его раны. Сколько таких ран причинили мы Господу нашему Иисусу Христу, живя беззаконно и неправедно! Потому будем, дорогие мои, бегать греха и бояться его больше всякой беды, всякого несчастья.
Каждый из нас может сказать, что он немощен и повсюду встречает вокруг себя преткновения и искушения, которые нелегко миновать. Действительно, мы немощны и слабы, а искушений очень много: от собственной нашей плоти, воюющей всегда против нашего духа; от мира, который, по слову Божию, весь во зле лежит; наконец, от врага-диавола, который, яко лев рыкающий, ищет погубить какую-либо христианскую душу. Но, дорогие, мы имеем надежное убежище и покров – в лице Богоматери. Будем твердо надеяться, что Она с нами всегда, где бы мы ни были и как бы мы ни жили, и что Она нас не забудет, если будем с горячей молитвой прибегать к Ней. Помолимся и сегодня, в день празднования в честь Ее иконы, чтобы Она и нам, погрязшим в грехах и страстях, послала Свою нечаянную радость, смягчила наши сердца и исполнила их смирением и любовью к ближним, чтобы мы, помилованные и спасенные Ею, непрестанно воссылали Ей славословие: Радуйся, Обрадованная, радуйся, всех скорбящих Радосте, радуйся, Заступнице усердная! Аминь».
Тропарь, глас 4
Днесь, ве́рнии лю́дие, духо́вно торжеству́ем,/ прославля́юще Засту́пницу усе́рдную ро́да христиа́нскаго,/ и притека́юще к пречи́стому Ея́ о́бразу, взыва́ем си́це:/ о, Преми́лостивая Влады́чице Богоро́дице,/ пода́ждь нам неча́янную ра́дость,/ обремене́нным грехи́ и скорбьми́ мно́гими,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,// моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Сегодня, верующие люди, духовно торжествуем, прославляя Защитницу усердную христианского рода и прибегая к пречистому Её образу взываем так: о Премилостивая Владычица Богородица, подай нам нежданную радость, обремененным грехами и множеством скорбей, и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего о спасении наших душ.
Кондак, глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся,/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Молитва
О, Пресвята́я Де́во, Всеблага́го Сы́на Ма́ти Всеблага́я, гра́да и свята́го хра́ма сего́ Покрови́тельнице, всех су́щих во гресе́х, ско́рбех, беда́х и боле́знех ве́рная Предста́тельнице и Засту́пнице! Приими́ моле́бное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, Тебе́ возноси́мое, и я́коже дре́вле гре́шника, на всяк день мно́гажды пред честно́ю ико́ною Твое́ю моли́вшагося, не презре́ла еси́, но дарова́ла еси́ ему́ неча́янную ра́дость покая́ния и преклони́ла еси́ Сы́на Твоего́ мно́гим и усе́рдным к Нему́ хода́тайством к проще́нию сего́ гре́шнаго и заблу́дшагося, та́ко и ны́не не пре́зри моле́ния нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, и умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да и всем нам, с ве́рою и умиле́нием поклоня́ющимся пред цельбоно́сным о́бразом Твои́м, да́рует неча́янную по коего́ждо потре́бе ра́дость: гре́шником, погря́зшим во глубине́ зол и страсте́й, — вседе́йственное вразумле́ние, покая́ние и спасе́ние; су́щим в ско́рбех и печа́лех — утеше́ние; обрета́ющимся в беда́х и озло́блениих — соверше́нное сих избы́тие; малоду́шным и ненаде́жным — наде́жду и терпе́ние; в ра́дости и изоби́лии живу́щим — непреста́нное Благоде́телю Бо́гу благодаре́ние; бе́дствующим — милосе́рдие; су́щим в боле́зни и долгонеду́жии и оста́вленным врача́ми — неча́емое исцеле́ние и укрепле́ние; ижди́вшим от неду́га ум — ума́ возвраще́ние и обновле́ние; отходя́щим в ве́чную и несконча́емую жизнь — па́мять сме́ртную, умиле́ние и сокруше́ние о гресе́х, дух бодр и тве́рдую на милосе́рдие Судии́ наде́жду.
О, Госпоже́ Пресвята́я! Умилосе́рдися о всех чту́щих всечестно́е и́мя Твое́ и всем яви́ всемо́щный покро́в Твой и заступле́ние: во благоче́стии, чистоте́ и честне́м жи́тельстве пребыва́ющия до сконча́ния их во бла́гости соблюди́; злы́я бла́ги сотвори́; заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви; вся́кому де́лу благо́му и Сы́ну Твоему́ уго́дному споспешеству́й; вся́кое де́ло зло́е и богопроти́вное разруши́; в недоуме́нии и тру́дных и опа́сных обстоя́ниих обрета́ющимся незри́мую по́мощь и вразумле́ние с Небесе́ ниспосли́, от искуше́ний, собла́знов и поги́бели спаси́, от всех злых челове́к и от враго́в ви́димых и неви́димых защити́ и сохрани́; пла́вающим спла́вай, путеше́ствующим спутеше́ствуй; су́щим в ну́жде и гла́де бу́ди Пита́тельница; неиму́щим кро́ва и приста́нища бу́ди покро́в и прибе́жище; наги́м пода́ждь одея́ние, оби́димым и непра́ведно гони́мым — заступле́ние; клевету́, поноше́ние и хуле́ние терпя́щия незри́мо оправда́й; клеветники́ и хули́тели пред все́ми обличи́; ожесточе́нно вражду́ющим неча́емое пода́ждь примире́ние и всем нам — друг ко дру́гу любо́вь, мир, и благоче́стие, и здра́вие с долгоде́нствием. Супру́жества в любви́ и единомы́слии сохрани́; супру́ги, во вражде́ и разделе́нии су́щия, умири́, соедини́ я́ друг ко дру́гу и положи́ им сою́з любве́ неразруши́мый; ма́терем детородя́щим ско́рое пода́ждь разреше́ние, младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри, отве́рзи им ум к восприя́тию вся́каго поле́знаго уче́ния, стра́ху Бо́жию, воздержа́нию и трудолю́бию наста́ви; от дома́шния бра́ни и вражды́ единокро́вныя ми́ром и любо́вию огради́; безма́терних сиро́т бу́ди Ма́терь, от вся́каго поро́ка и скве́рны отврати́ я́ и всему́ благо́му и богоуго́дному научи́, прельще́нныя же и во грех и нечистоту́ впа́дшия, скве́рну греха́ отъя́вши, из бе́здны поги́бели изведи́; вдов бу́ди Уте́шительница и Помо́щница, ста́рости бу́ди жезл; от внеза́пныя сме́рти без покая́ния всех нас изба́ви и всем нам христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну и до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́щи Христо́ве да́руй: преста́вльшияся в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ со А́нгелы и все́ми святы́ми жи́ти сотвори́; сконча́вшимся внеза́пною сме́ртию ми́лостива бы́ти Сы́на Твоего́ умоли́ и о всех усо́пших, и́же не и́мут сро́дников, о упокое́нии их Сы́на Твоего́ умоля́ющих, Сама́ бу́ди непреста́нная и те́плая Моли́твенница и Хода́таица: да вси на Небеси́ и на земли́ ве́дят Тя, я́ко тве́рдую и непосты́дную Предста́тельницу ро́да христиа́нскаго, и, ве́дуще, сла́вят Тя и Тобо́ю Сы́на Твоего́, с Безнача́льным Его́ Отце́м и Единосу́щным Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Материал подготовила Римма Кныш
Следующая >> Память святителя Николая Чудотворца. «Отче священноначальниче Николае,... |
Еще статьи... |