Память святых отцев VII Вселенского собора. «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу»…

27 октября святая Православная Церковь празднует Память святых отцов VII Вселенского собора, который проходил в 787 году в городе Никее. Седьмой Вселенский Собор осудил ересь иконоборчества и утвердил иконопочитание как норму жизни Церкви, а также установил 22 канонических правила.

VII Вселенский Собор

В день праздника в Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

За богослужением читались два евангельских отрывка, один был посвящен воскресному дню, другой – святым отцам VII Вселенского собора. В этот день было очень много причастников Святых Христовых Тайн, многие прихожане пожелали в этот день причаститься, принять в своё сердце Христа.

После литургии отец Владимир поздравил всех с воскресным днем, с праздником «Память святых отцов VII Вселенского собора», причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. В своей проповеди священник уделил особое внимание притче Спасителя о сеятеле, прозвучавшей на сегодняшней службе.

Батюшка сделал акцент на том, что Господь сеет Слово Божие во все сердца, но мало кто из нас приносит добрые и обильные плоды. Дело в том, что мы в основном имеем в сердце своём неблагодарную почву, Слово Божие заглушается в нас искушениями, маловерием, многочисленными заботами и попечениями, погоней за земными благами и удовольствиями.

Между тем, христианин должен постоянно работать над тем, чтобы почва его сердца стала благодарной, приносящей добрые плоды. Для этого нужно вспахивать, очищать её, удобрять покаянием. Только так можно спасти свою душу и достичь Царства Небесного.

Именно такой пример показали нам наши многочисленные и любимые святые, в том числе и святые отцы VII Вселенского собора, чью память мы празднуем 27 октября.

Этот собор был собран по инициативе императрицы Ирины в 787 году в городе Никее – как и I Вселенский собор, который состоялся при императоре Константине Великом. Каждый собор, как мы знаем, имел своей целью преодоление опасных и вредных ересей. На этот раз главной опасностью было иконоборчество, о котором мы упоминали в статье, посвященной «Иверской» иконе Божьей Матери (память – 26 октября).

Еще за шестьдесят лет до VII Вселенского Собора, при императоре Льве Исавре возникла иконоборческая ересь, который решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Важнейшее, 7-е, заседание Собора состоялось 13 октября. На нем был зачитан проект догматического ороса о почитании икон, в котором вслед за символом веры в редакции II Вселенского Собора и кратким изложением учения предыдущих Соборов говорится:

«Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или не письменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился...

На таком основании мы... определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей.

Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение (проскинезис), но никак не то истинное служение (латриа), которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их... потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней»

То есть, святые отцы объяснили, что поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Таким образом, Седьмой Вселенский Собор осудил ересь иконоборчества и утвердил иконопочитание как норму жизни Церкви, а также принял 22 канонических правила.

Иконоборцы считали, что иконы не нужны и приравнивали поклонение им идолопоклонству. При этом они также неправильно трактовали божественную природу Христа и говорили, что Его нельзя изобразить. На Седьмом соборе был дан богословский ответ и на это, а также закреплены каноны иконописи. В Церкви утвердилось подлинное понимание смысла иконы и церковного искусства. Икона стала настоящим Евангелием в красках.

Неоценимый вклад в иконописное искусство внесла Русская Православная Церковь. От преподобного Андрея Рублева до современных мастеров главной целью остается сочетание византийской традици и собственного духовного опыта иконописца.

Тропарь Святых отцев VII Вселенского Собора, глас 8

Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/ Многоблагоутробне, слава Тебе.

Ин тропарь Святых отцев VII Вселенского Собора, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,/ пришедый спасти мир.

Кондак Святых отцев VII Вселенского Собора, глас 6

Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но, сие благочестно начертающе,/ почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,/ лобызает икону вочеловечения Христова.

Материал подготовила Римма Кныш



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Память святых отцев VII Вселенского собора. «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу»…