Страница 1 - День памяти Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной Пустыни просиявших |
Страница 2 - Краткое жизнеописание преподобных старцев Оптиной пустыни |
24 октября (11 октября по старому стилю) Святая Православная Церковь почтила память Собора преподобных Оптинских старцев: Льва (+1841), Макария (+1860), Моисея (+1862), Антония (+1865), Илариона (+1873), Амвросия (+1891), Анатолия (+1894), Исаакия (+1894), Иосифа (+1911), Варсонофия (+1913), Анатолия (+1922), Нектария (+1928), Никона исповедника (+1931), Исаакия священномученика (+1938), а также всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Это особенный праздник в жизни Церкви и нашего Отечества. Оптина Пустынь – одно из самых заветных и любимых святых мест, куда всегда стремится за духовным хлебом русский человек, ищущий вечного спасения души.
«Если вы хотите основательно ознакомиться с христианством, то необходимо познакомиться с монашеством, со старчеством, а в этом отношении лучше Оптиной Пустыни трудно найти»,— говорил И. В. Киреевский, религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства XIX века.
Это, безусловно, очень справедливые слова. Без преувеличения можно сказать, что Оптина пустынь – это самый яркий духовный светильник Православной Руси XIX–начала XX веков, оказавший огромное влияние на судьбы России. И, несомненно, по Божьему промыслу в канун грозных событий, потрясших всю нашу страну и Церковь, в Оптиной пустыни родилось целое общество людей, обновлённых силой благодати Святаго Духа, которое приблизилось к идеалу христианских отношений, к преддверию Царства Небесного уже здесь, на земле. Главной святыней обители стали её прославленные боголюбивые старцы.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира».
Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Начало Оптинскому старчеству положил святитель Филарет, митрополит Киевский, он устроил скит при Оптиной Пустыни и пригласил сюда из Рославльских лесов отцов Моисея и Антония, последователей молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Немного позже к ним присоединился старец Лев, прибывший из Александро-Свирского монастыря. Мудрость преподобного Льва скоро сделала его известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его келии из городов и сёл купцы, дворяне, мещане и простой народ обоего пола.
При преподобном Макарии старчество ещё более расцвело и укрепилось, и продолжало процветать при последующих великих преемниках по старчеству, вплоть до окончательного закрытия обители – после революции…
Как мы можем не любить святых, если они любят нас больше любых братьев и сестёр, отцов и матерей – безмерно, безгранично, жертвенно – так, как повелевает Господь наш Иисус Христос? Если они всем сердцем и душой желают нам помочь, облегчить наши страдания, утешить, желают нам спасения нашей души и блаженной жизни в вечности.
Старцы всегда имели особый дар сострадательной, жертвенной, божественной любви. Они всеми силами старались наставить на путь истинный всех приходящих к ним, чужие горести и падения они делали своими собственными. Они умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих, и спасали их от мрака погибели.
И происходило чудо воскресения падшей души человека! Каждое слово старца касалось сердца, орошало его неземной силой, устремляло к Небу и соединяло с Богом. И исстрадавшиеся богомольцы возвращались из Оптиной пустыни обновлёнными, словно заново рождёнными! Они словно на крыльях летели, неся в своем сердце отблески неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.
Люди стремились попасть в Оптину даже в годы богоборческого лихолетья, стремились побыть на святой земле монастыря, поклониться могилкам Оптинских святых. Невидимая великая святость Оптиной, хотя разрушенной и осквернённой, притягивала многих. Старцы и после кончины своей, став нашими небесными покровителями, продолжали помогать людям своими молитвами.
В годы большевистских гонений святая обитель пустовала. Но не опустели сердца христиан, любящих её! Их трудами и удалось возродить святую обитель. И к счастью, ныне Оптина пустынь снова горят на русской земле ярким духовным светильником, и спешат туда со всех уголков Руси и даже зарубежья толпы паломников, чтобы поклониться и помолиться любимым Оптинским святым, получить у них помощь и исцеление, найти ответы на многообразные вопросы. Они и ныне, предстоя у престола Божия, молятся о нас и готовы помочь и утешить каждого из нас.
Удивительное стихотворение встретилось мне в одном православном календаре, вот небольшой отрывок:
«Ты – Оптина! Из сумрака лесного,
Из сумрака сознанья моего,
Благословенная, ты выступаешь снова,
Вся белизна, и свет, и торжество!
Сама земля намолена годами:
Она хранит священный прах могил…
Вот по тропинке мелкими шагами
Идёт старик: он немощен и хил,
Но блещет лик незримыми лучами,
И в львиной мощи старец Леонид
Идёт проведать новозданный скит;
Макарий с книгой, благостный Антоний,
И с посохом тяжёлым Моисей –
Стоите вы под храминой ветвей,
Написаны искусно на иконе,
Иконе леса, неба и лучей»…
Эти стихи в 1937 году написала Надежда Александровна Павлович, духовная дочь последнего оптинского старца Нектария. Поэтесса, переводчик, член Союза писателей СССР, она спасла из тюрьмы старца Нектария, да и не его одного, положив всю свою жизнь на то, чтобы уберечь от «мерзости запустения» дорогую ее сердцу Оптину пустынь. Надежда Павлович оставила для нас «Воспоминания о старце Нектарии», в которых пишет о своем духовном отце с большим сопереживанием и любовью. Эти воспоминания можно встретить на страницах православных сайтов, а также почитать об удивительной судьбе самой Надежды Павлович.
Бесценны воспоминания современников Оптинских старцев, их духовных чад. Благодаря этому мы имеем возможность узнать о великих и славных подвижниках Божьих, которые и сейчас наставляют нас, молятся за нас, учат нас идти по пути спасения. Они напоминают нам и о том, как должно воспитывать детей, если мы желаем им истинного добра, что особенно важно и актуально в наши дни.
Писатель и переводчик Ольга Рожнёва рассуждает так: «В жизни Оптинских старцев особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века.
При всем многообразии их судеб (а среди Оптинских старцев были люди разного звания и происхождения) мы видим и некие их общие отличительные черты. Так, все Оптинские старцы происходили из благочестивых православных семейств и имели в роду молитвенников, сами с детства любили молитву и Божий храм, на всех них уже с раннего возраста лежала печать особого избранничества, а обстоятельства их жизни складывались так, что все они рано или поздно, в соответствии с их собственными стремлениями, должны были оказаться в благословенной Оптиной пустыни».
Радостно сознавать, что святые Оптинские старцы не оставляют нас, они незримо всегда с нами, они переживают за нас и молятся за нас вместе с Божьей Матерью у престола Божия. И, конечно, в день памяти Собора преподобных Оптинских старцев нужно постараться ответить им любовью, помолиться им с особым усердием, сердечной молитвой.
А в начале каждого дня можно прочитать молитву последних Оптинских старцев на каждый день, она укрепляет нас в вере, придает нам силы и наставляет нас жить каждую минуту нашей жизни по-евангельски, чтобы наследовать Царство Небесное и быть со Христом в блаженной вечности…
Молитва последних оптинских старцев на каждый день
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
Тропарь, глас 6
Правосла́вныя ве́ры свети́льницы,/ мона́шества непоколеби́мии столпи́,/ земли́ Росси́йския уте́шителие,/ преподо́бнии ста́рцы О́птинстии,/ любо́вь Христо́ву стяжа́вши/ и ду́ши своя́ за ча́да полага́вши,/ моли́теся ко Го́споду,/ да утверди́т земно́е Оте́чество ва́ше в Правосла́вии и благоче́стии// и спасе́т ду́ши на́ши.
Перевод: Православной веры светильники, монашества непоколебимые столпы, земли Российской заступники, преподобные старцы Оптинские, любовь Христову стяжавшие и жизни свои за чада отдававшие, молитесь ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наши.
Кондак, глас 4
Вои́стину ди́вен Бог во святы́х Свои́х,/ пу́стынь О́птину я́коже вертогра́д ста́рчества яви́вый,/ иде́же богопросвеще́нии отцы́,/ та́йная се́рдца челове́ческого ве́дуще,/ наро́да Бо́жия печа́льницы до́блии яви́шася:/ си́и бо на путь покая́ния грехо́м отягоще́нныя наста́виша,/ в ве́ре коле́блющияся све́том Христо́ва уче́ния просвети́ша/ и Бо́жии прему́дрости научи́ша,/ стра́ждующим и немощны́м спострада́ша и исцеле́ния дарова́ша./ Ны́не же, во сла́ве Бо́жии пребыва́юще,// мо́лятся непреста́нно о душа́х на́ших.
Перевод: Воистину удивителен Бог во святых своих, пустынь Оптину как сад старчества явивший, где Богопросвещенные отцы, зная тайны сердца человеческого, народа Божиего стали доблестными защитниками, ибо направили отягощенных грехом на путь покаяния, в вере колеблющихся светом Христова учения просветили и Божией премудрости научили, сострадали больным и даровали исцеление. Сейчас же, во славе Божией пребывая, молятся непрестанно о душах наших.
Ин кондак, глас 6
Печа́льницы те́плии наро́да Бо́жия,/ преподо́бнии отцы́ О́птинстии,/ гре́шныя в покая́нии утверди́вше,/ ни́щия ду́хом обогати́вше,/ пла́чущия уте́шивше,/ а́лчущия и жа́ждущия пра́вды насы́тивше,/ изгна́нным за пра́вду Бо́жию душе́ю спострада́вше,/ вся ко спасе́нию наста́вили есте́./ Ны́не же, во сла́ве Небе́сней пребыва́юще,// моли́теся непреста́нно о душа́х на́ших.
Перевод: Горячие защитники народа Божия, преподобные отцы Оптинские, грешных в покаянии укрепившие, нищих духом обогатившие, плачущих утешившие, голодных и жаждущих по праведности насытившие, пострадавшие душой вместе с изгнанными за истину Божию, всех ко спасению направили вы. Сейчас же, во славе Небесной пребывая, молитесь непрестанно о душах наших.
Молитва
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии, столпи́ и свети́льницы Земли́ Росси́йстей, преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши О́птинстии, Льве́, Мака́рие, Моисе́е, Анто́ние, Иларио́не, Амвро́сие, Анато́лие, Исаа́кие и Ио́сифе, Варсоно́фие, Анато́лие, Некта́рие, Ни́коне и Исаа́кие, по зако́ну Ева́нгельскому Го́спода Бо́га всем се́рдцем и все́ю душе́ю и всем разуме́нием возлюби́вшии и всему наро́ду Бо́жию во спасе́ние бы́вшии; сего́ ра́ди под покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы во оби́тель О́птину, пока́явшимся разбо́йником основа́нную, прите́кшии, путе́м те́сным и приско́рбным смире́ния и самоукоре́ния до конца́ дней ва́ших ходи́вшии, те́мже у́бо благода́тныя дары́ Свята́го Ду́ха преизоби́льно стяжа́вшии; ста́рых и млады́х, зна́тных и препро́стых, му́дрых ве́ка сего́ и худоу́мных, никого́же от гряду́щих к вам иждену́вшии, николи́же тща и неуте́шна отпусти́вшии, но све́том и́стины Христо́вы всех просвети́вшии и духо́вно воскреси́вшии, бли́жних ва́ших, я́ко себе́ саме́х, возлюби́вшии и тех в се́рдце свое́м вмести́вшии, по словеси́ апо́стола, проро́чествующе и назида́юще, увеща́юще и утеша́юще. Умоли́те Милосе́рдаго Го́спода, во оби́тель ра́йскую разбо́йника благоразу́мнаго с Собо́ю взе́мшаго, дарова́ти нам, недосто́йным, я́ко рабо́тником единонадеся́таго часа́, дух сокруше́ния, се́рдца очище́ние, уст хране́ние, правоту́ дея́ний, мудрова́ние смире́нное, сле́зы покая́ния, ве́ру непосты́дную, любо́вь нелицеме́рную, мир душе́вный и здра́вие теле́сное, да предста́тельством ва́шим сподо́бит нас Госпо́дь до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, ве́чных мук избавля́я, и Ца́рствия Небе́снаго ку́пно с ва́ми да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.
2-я Молитва
О, Боже́ственный со́нме, преподо́бнии отцы́, богоно́снии ста́рцы и новому́ченицы О́птинстии, а́нгельским житие́м на земли́ просия́вшии и в Небе́снем гра́де просла́вленнии! Ве́мы, я́ко во дни земна́го служе́ния ва́шего никто́же тощь и неуте́шен от вас оты́де, вы бо по словеси́ апо́стольскому всем вся бы́сте: сомня́щимся утвержде́ние, скорбя́щим утеше́ние, печа́льным ра́дование, ка́ющимся проще́ние, гре́шником вразумле́ние, боля́щим исцеле́ние. Ны́не же, пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́ще, воззри́те от го́рния сла́вы и посети́те благосе́рдием ва́шим нас, немощны́х и безпо́мощных: заблу́ждшия взыщи́те, расточе́нныя собери́те, прельще́нныя обрати́те и совокупи́те Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви; и́же во и́ночестем житии́ подвиза́ющияся огради́те от всех наве́т вра́жиих, ю́ность вразуми́те, ста́рость поддержи́те, супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́те. Услы́шите нас, Боже́ственнии вра́чеве, наста́вите на путь покая́ния и научи́те в за́поведех Госпо́дних при́сно ходи́ти, да сподо́бимся хода́тайством ва́шим Ца́рствия Небе́снаго, иде́же вку́пе с ва́ми просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Ублажа́ем вас, преподо́бнии отцы́ на́ши ста́рцы О́птинстии, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, наста́вницы мона́хов, и собесе́дницы а́нгелов.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Память иконы Божьей Матери “Иверская». «Радуйся, благая Вратарнице, дв... |
Следующая >> Память преподобного Амвросия Оптинского. «Меня поразила его святость и... |
Еще статьи... |