4 декабря у православных христиан великая радость: Церковь светло торжествует один из самых великих и радостных праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия, а накануне вечером состоялось всенощное бдение (с литией). Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Все, кто в эти дни посетили праздничную службу, с особым воодушевлением помолились Преблагословенной, которую мы на Руси чаще всего именуем Царицей Небесной, Заступницей усердной рода христианского. В эти святые часы кажется, что само пространство церкви становится много шире и светлей, и радостней, оно пронизано невидимой благодатной силой.
Служба проходит необыкновенно торжественно. А событие, которое вспоминается сегодня, мы видим на иконе праздника, выставленной на аналое в центре храма. О глубочайшем значении праздника с радостным умилением напоминает нам тропарь: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
Не менее торжественно и благоговейно прославляется Божья Матерь и в кондаке праздника:
«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное».
Как известно, по преданию Церкви, Пресвятая Дева Мария родилась у праведных престарелых родителей – Иоакима и Анны. Тогда, когда по всем законам естества уже невозможно было надеяться на рождение ребёнка. Однако праведная супружеская чета безгранично верила Богу, любила Бога и доверяла Ему. Всю жизнь святые праведники много молились, постились, совершали дела милосердия, вели благочестивый образ жизни, и Господь не посрамил их веры, их надежд, и сотворил удивительное чудо: даровал им драгоценное Дитя, которое они посвятили Богу. И это было в ту пору, когда они достигли совершенной душевной чистоты, глубочайшего смирения, кротости и бесстрастия.
Вот как говорит святитель Николай Сербский:
«Празднуя сегодня день Введения Богородицы в храм, вы прославляете Богородицу, и вместе с Ней Бога живого, Творца Ее и вашего. Что за дивное творение Духа Святого! Рожденная старыми родителями, больше от их молитв и слез, чем от плоти и крови, Мария с младенчества была завещана на службу Богу. Благочестивые люди исполняют обещания данные людям, а тем более Господу.
Благочестивые Иоаким и Анна исполнили свое обещание, данное Богу. Исполнили тогда, когда исполнить его было крайне тяжело, когда их единственному чаду было всего три года. Те, у кого есть дети, знают, как они в этом возрасте дороги родителям. Трехлетний ребенок, едва научившийся говорить, ласковый к своим родителям, удивляющийся на окружающий мир, наивно расспрашивающий обо всем и обо всех, настоящее утешение, радость и веселье родителям. И особенно престарелым родителям, какими были Иоаким и Анна, которые, можно так сказать, тонкой нитью держались за земную жизнь. Как трудно было им разлучиться с такой милой им единственной дочкой, но обет Богу был дан и нарушать его нельзя»...
Сегодняшний праздник преподносит нам два главных урока. Во-первых, он напоминает нам, что необходимо безгранично верить Богу и доверять Ему, и всеми силами стараться исполнять данные обеты и обещания – так, как это сделали святые праведные Иоаким и Анна. А во-вторых, пример святой праведной четы напоминает нам, что детей нужно с раннего детства воспитывать в законе Божием. Никакие материальные блага не сделают их счастливыми, если они живут без веры. «Лучше, братья, оставить своим детям в наследство Бога, чем власть над целым миром. С одним Богом они будут богаты и счастливы, а с целым миром без Бога убогими и несчастными. И малый страх Божий лучше большого богатства», – подчеркивает святитель Николай Сербский.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы учит нас тому, какое огромное, благодатное значение имеет для человека храм Божий, какие крылья дарит ему духовное воспитание, постоянное пребывание с Богом, и как важно приобрести высочайшие христианские добродетели – любовь, веру, надежду, кротость, смирение, чистоту души. Это мы видим и на примере Пресвятой Богородицы, и на примере Её святых праведных родителей, Иоакима и Анны.
Вот что говорит протоиерей Валентин Афитеатров в Слове, посвященном сегодняшнему празднику:
«Дивное событие воспоминается ныне Православной Церковью! Заступница всего мира перед Богом, Пречистая Дева Мария была введена в храм руками родителей. Здесь Она выросла; здесь Она приобрела ту великую благодать, которая Ее поставила выше всех святых, живших на земле, выше самих Ангелов и Херувимов, обитающих на небе.
Благодать Божия и от нас не закрыла дверей храма. Мы ходим в храм, стоим и молимся в храме и, по слову Божию, можем надеяться приобрести себе великую пользу частым его посещением. Сама Матерь Божия Своим примером, Своей высокой жизнью указывает пользу посещений храма»...
Ни в какой семье, ни в какой школе человек не научится тому, чему может научиться в храме. Здесь он учится любить Бога и ближних, учится быть преданным воле Божьей, преодолевать скорби и искушения, побеждать грех, учится смирению и покаянию, твердости и мужеству. Жизнь подобна бурному и глубокому морю, где нас подстерегает множество опасностей и неожиданных поворотов. Но Церковь – это спасительный корабль, которым руководит великий кормчий, Сам Господь наш Иисус Христос.
«Прибегайте же, братья и сестры во Христе, под Божие покровительство по молитвам Пречистой Матери Божией. Пусть Она нас чаще и чаще вводит в святой храм. Она вложит в нашу душу смирение; Она сохранит и тело наше, и душу нашу от мирских нечистот; Она же, Заступница усердная, научит, как переносить бедствия и печали, какие встречаются постоянно на пути нашего земного странствования», – призывает нас протоиерей Валентин Амфитеатров.
Как известно из предания Церкви, Введение во храм Пресвятой Богородицы происходило очень торжественно. Пресвятую Деву Марию сопровождала целая процессия нарядных дев, с зажжёнными свечами, с пением священных песнопений и гимнов. Весь Иерусалим радостно и изумлённо наблюдал это событие. И когда трехлетняя Отроковица встала перед храмом, Она на удивление легко, одна, без посторонней помощи, поднялась наверх, преодолев пятнадцать высоких ступеней.
У входа в храм Пресвятую Деву Марию встречал первосвященник Захария (будущий отец святого пророка Иоанна Крестителя). Духом Святым ему было открыто, что перед ним не обычное дитя, а будущая Матерь Господа, обетованного миру Мессии. Поэтому первосвященник Захария ввёл Деву Марию не просто в храм, а в святая святых, куда и сам мог заходить только раз в год, с очистительной жертвой. И в этом событии заключается глубочайший смысл: это одновременно подготовка Пресвятой Девы Марии к Её великой миссии, освящение благодатью Духа Святого, и предвозвещение Благовещения и грядущего Рождества Христова.
Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский посвятил Преблагословенной и Её святому празднику удивительно возвышенные слова: «О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Как же мы назовем Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное»…
Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из самых великих двунадесятых праздников Православной Церкви. По преданию, в храме Пресвятая Дева Мария посвятила свое время молитве и изучению Священного Писания, рукоделию и делам милосердия. Больше всего на свете она полюбила Бога и храм. Здесь Она, постепенно возрастая, готовилась к величайшей миссии на земле – стать Матерью Иисуса Христа – Творца, Владыки и Спасителя вселенной.
Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии совершается через неделю после начала Рождественского поста и освящает весь период подготовки к Рождеству Спасителя.
В этот день святитель Григорий Палама призывает нас:
«Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в Небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с Богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих, нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Вечным и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Митрополит Антоний Сурожский подчеркивает, что не случайно праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову – воплощению Слова Божия. «И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь, и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная»…
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Перевод: Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».
Кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное».
Величание Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.
<< Предыдущая Память святого благоверного князя Александра Невского |
Следующая >> У православных христиан начался Рождественский пост – путь к Рождеству... |
Еще статьи... |