19 августа святая Православная Церковь торжественно празднует великий двунадесятый праздник – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В Свято-Георгиевском храме Челябинска в этот день была совершена праздничная Божественная литургия.
В этот день Церковь по традиции облачается в блистающие белоснежные одежды, ибо белый цвет символизирует чистоту души, преображение, святость. Икона Преображения Господня, созданная Феофаном Греком, ныне находится в центре храма, на самом видном месте, напротив алтаря. Прихожане спешат приложиться к этой святыне, вознести Господу благодарные молитвы, а многие стараются причаститься в этот очень важный, великий день. Ведь только благодать Божия способна изменить, преобразить нашу душу, чтобы мы могли быть со Христом и в этой, и в последующей жизни, в вечности.
О Преображении Господнем писали три евангелиста – Матфей, Марк и Лука. Вчера за утреней читался отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, а в день праздника, за литургией, читается отрывок из Евангелия от Матфея, из 17-й главы. Из евангельского повествования мы узнаем, что прежде своих крестных страданий Иисус Христос явился пред избранными тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном Богословом – в славе Своей. Его лицо и одежды заблистали ярче солнечного света, и явились великие пророки древности, беседуя с Господом об Его исходе, и раздался величественный голос Бога-Отца.
Вот как описывает это событие святой апостол и евангелист Матфей: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
О значении Преображения Господня в человеческой истории, в истории апостольской Церкви, в деле нашего спасения, писали многие святые отцы. Считается, что Господь позволил увидеть ученикам Свою Божественную славу, чтобы укрепить их в вере накануне предстоящих Ему крестных страданий, чтобы они не соблазнились, а победили страх и малодушие, которые им предстоит скоро пережить, чтобы они думали больше не о земном царстве, а о Небесном Царстве, и помнили о том, как там хорошо быть с Богом.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, в беседе о Преображении Господнем делает акцент на том, что свет, который увидели ученики –не тварный, что Господь Иисус Христос всегда обладал им, но только здесь, на горе Фавор, он помог открыться духовным очам Своих учеников, и они смогли увидеть сиянье Божественного света.
«Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел оный Свет, – рассуждает святитель. – Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный. Так, и по учению Богословствующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету?
Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа…Да и для чего Господь пред началом Преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит их с Собою на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное…
Святитель Тихон Задонский подчеркивает, что Преображение Христово оказывает на души учеников (и на наши, конечно, тоже) величайшее спасительное действие. Во-первых, Господь показал апостолам, «что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человека образом: видимым образом является как Человек, подобный прочим, но внутри — Бог есть. Апостолы прежде видели славу Его от дел чудесных, но здесь увидели славу Его уже очами своими»…
Во-вторых, Спаситель показал, что Он добровольно идет на страдание, о котором не раз предсказывал. Он есть Бог, Которому все возможно, Которому все повинуется, и страдание Его – вольное, и подвигли Его к этому любовь и милосердие к нам, бедным. Он мог бы остановить всё злобное действие врагов, но не хочет, «ибо все хочет перестрадать и перетерпеть, чтобы от сего человек погибший спасение получил».
В-третьих, апостолы, увидели во славе как Спасителя, так и явившихся пророков, и отсюда стало ясно, что в вечной жизни слава святых будет подобна славе Христовой. И будет великая радость и сладость, которую Петр почувствовал, увидев славу Божию и сказав: «Господи, хорошо нам здесь быть!».
В-четвертых, апостолы услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Сколько раз мы читаем или слышим Евангелие, столько раз слышим и голос Сына Божия, который поучает нас о спасительном пути, которым нужно идти. Если мы хотим увидеть славу Божию, отчасти показанную на горе Фавор, если мы хотим получить ее, мы должны слушать Слово Божие, как увещевает нас Небесный Отец. Нужно оставить мирские прихоти, взять свой крест и следовать за Христом, и Он приведет нас к Небесному Своему Отцу.
Святитель Феофан Затворник, рассуждая о преображении души, о спасительном пути, о великой силе Преображения Господня, говорит так:
«В Преображение глас с неба не другое что изрек, как "Его слушайте" (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных - богородными, из бренных - вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!».
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь праздника, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Задостойник, глас 4
Величай, душе моя,// на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися:/ Бог из боку Твоею пройде,/ яко Плотоносец явися на земли,/ и с человеки поживе.// Тя, Богородице, тем вси величаем.
<< Предыдущая Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. "Раду... |
Следующая >> Успенский пост. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. ... |
Еще статьи... |