14 января, на восьмой день по Рождеству Христову, православная Церковь празднует Обрезание Господне. В Свято-Георгиевском храме Челябинска состоялась праздничная Божественная литургия.
Обрезание Господне не является двунадесятым праздником, но ему придается большое значение. На восьмой день после Рождества Господь наш Иисус Христос по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола, в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии, о чем повествуется в Евангелии от Луки, в первой главе.
Почему Церковь вспоминает событие земной жизни Христа, связанное с исполнением ветхозаветного обряда? Потому что это очень важное событие, которое учит нас многому. Во-первых, Господь, приняв обрезание, показывает, что Он пришёл не нарушить, а исполнить закон, который Он начал исполнять с самого младенчества. Прежде чем установить Новый завет, нужно было исполнить почитаемый среди израильтян ветхий закон, и если бы над Христом не совершили такой обряд, никто бы не признал его Мессией и потомком Авраама.
Кроме того, Обрезание Господне показывает нам, что Господь наш Иисус Христос был Богочеловеком, Он принял человеческую природу, и был подобен человеку во всём, кроме греха. Праздником Обрезание Господне посрамляются еретические измышления докетов, которые отрицали, что Христос пришел на землю, приняв человеческую плоть. Они утверждали, что плоть Христа была призрачной, тем самым принижая крестные страдания Спасителя, Его распятие на кресте и искупительную жертву ради человечества.
Святые отцы подчеркивают, что Христос был Богочеловеком, и плоть Его не была призрачной, а была человеческой (об этом свидетельствует и «пятое Евангелие» – Туринская плащаница), и страдал Он совсем не понарошку, а по-настоящему, испытывая невыносимые и страшные мучения – как Человек, обладающий плотью и кровью. И на все эти страдания Он пошёл добровольно, чтобы спасти от греха и вечной гибели падшее человечество.
Апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею сказал так: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».
На Руси день праздника Обрезание Господне также называли Васильевым днем: в этот день чествуется ещё и память святителя Василия Великого – одного из величайших учителей Вселенской Церкви.
Василий Великий в русском народе столь же любим, как святитель Николай Чудотворец, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, блаженные Ксения Петербуржская и Матронушка Московская, другие известные святые. Известно, что святитель Василий Великий был небесным покровителем святого равноапостольного князя Владимира, который построил на Руси в честь святителя очень много храмов.
Казалось бы, этот святой родился далеко от нас, много веков назад, но мы воспринимаем его как своего современника, как близкого и дорогого учителя. Повсеместно в церквях служится его литургия, в особо торжественные дни.
Святитель Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Капподокийской, в необыкновенной семье, где из 10 человек пятеро были прославлены в лике святых. Как повествует житие, святитель получил блестящее образование, каждую науку постиг до совершенства, словно занимался ею одной. Он имел очень глубокие познания в философии, филологии, ораторском искусстве, юриспруденции, естествознании, медицине. По свидетельству святителя Григория Богослова, святитель Василий Великий – это корабль, настолько нагруженный ученостью, что невозможно представить, как столько может вместить один человек.
Однако более всех наук ум святителя Василия Великого искал Бога. Он побывал в разных странах, где посещал отцов-пустынников, углублялся в драгоценное наследие православной веры. Раздав имущество, крестился в реке Иордан и стал пустынником, проводя свою жизнь в подвигах духовной жизни, постах и молитвах. К нему присоединился друг и единомышленник – святитель Григорий Богослов, вокруг образовалась монашеская община, и святитель Василий Великий написал устав иноческой жизни, который используется и в настоящее время.
После святитель Василий Великий был призван на епископское служение, где трудился до самой кончины, в 379 году. Жизнь святителя была недолгой – всего 49 лет, но для утверждения Церкви Христовой, для спасения христианских душ он сделал безмерно много!
Святитель ревностно служил Церкви, много проповедовал, боролся с ересями, совершал дела милосердия, благоустраивал монастыри. Он написал множество духовных трудов, в том числе и чин Божественной литургии. Неслучайно святителя Василия Великого называют славой и столпом Церкви, и в каждом православной церкви несколько раз в году совершается составленная им литургия
Велик Василий потому, что велика его любовь к Богу и людям, велики его подвиги и труды, велик его вклад в утверждение Церкви Христовой. И, конечно, мы должны на его примере учиться быть твердыми в вере, учиться быть верными Богу, учиться очищать наше сердце от всего лишнего, отдаляющего нас от Бога.
Апостол Павел говорил в одном из своих посланий: «вы обрезаны обрезанием Христовым». По учению святых отцов, имеется в виду обрезание духовное, а заключается оно в отсечении от своего сердца всех богопротивных страстей – гнева, похоти, тщеславия, сребролюбия, чревоугодия и других, от всего, что мешает нам быть обителью Духа Святого, что не даёт нам приблизиться к Богу.
Мы спасаемся не собственными усилиями, а благодатью Духа Святого, но мы должны очистить сердце от страстей, чтобы не мешать Святому Духу войти в нашу душу и помочь нам измениться, преобразиться.
Господь любит человека и каждому посылает помощь для спасения его души. Из борьбы с грехом складывается наш крест. Мы должны без ропота и с благодарением нести его и умолять Господа, чтобы Он помог нам и жить, и умереть по-христиански, чтобы наследовать Царство Небесное…
Вообще, в день Обрезания Господня можно ещё раз поразмышлять о бесконечной любви Бога, который пожелал воплотиться, стать человеком, чтобы спасти каждого из нас. Много ли мы знаем царей, которые пожелали бы стать бедняками, испытать тяготы жизни самых обездоленных, унижения, оскорбления, страдания, побои, насмешки.
Поэтому в день праздника вспомним обо всём, что Господь сделал и делает для нас каждодневно, вспомним о Его Рождестве, об искупительной Жертве, о страданиях на Кресте ради нашего спасения, о Воскресении Христовом, и постараемся быть благодарными – за любовь, за веру и надежду, за все бесчисленные благодеяния и милости, дарованные нам.
А еще не забудем особенно усердно помолиться святителю Василию Великому, чтобы он помог нам, помолился за нас пред престолом Божьим: «Святитель Василий Великий, моли Бога о нас!
Материал подготовила Римма Кныш
Тропарь Обрезания Господня, глас 1
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак Обрезания Господня, глас 3
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Тропарь святителя Василия, глас 1
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия, глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.
Следующая >> Собор Пресвятой Богородицы. «Она — наша Матерь, Матерь всех народов зе... |
Еще статьи... |