Страница 1 - Память преподобного Серафима Саровского. «Дай Бог всем нам стать причастниками «Серафимовой радости»… |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
Слушать: |
1 августа святая Православная Церковь торжественно почтила память святого преподобного Серафима Саровского. С утра благозвучный колокольный звон призывал на службу всех верующих Металлургического района. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия.
Радостно сердцу, когда наступает первый день августа – день рождения великого святого, ярчайшего светильника и угодника Божия, вдохновляющего нас своим примером, согревающего и утешающего нас наставлениями и полным любви пасхальным приветствием: «Христос воскресе, радость моя!», которым батюшка встречал каждого человека, независимо от времени года.
В житии святого Серафима Саровского описано множество удивительных событий. Этот дивный подвижник, ставший родным для каждого православного человека, родился 19 июля 1754 года (или 1 августа, по новому стилю). С самого детства он всем своим сердцем стремился к Богу, его благочестивая мама Агафья Мошнина воспитала в нем крепкую веру.
С ранних лет отрок Прохор (так звали святого Серафима в миру) очень любил читать Священное Писание, молиться и посещать церковные службы. Отец его, Исидор, был купцом, брал подряды на строительство. Известно, что он начал строить в Курске храм, но скончался, не довершив строительства, и его продолжила мать Прохора. Однажды Агафья взяла с собой шестилетнего сына, и он, оступившись, упал с колокольни. Но не разбился, а к изумлению всех остался невредим! И это, конечно, было чудо, это особый знак промысла Божия о своём избраннике!
Став юношей, Прохор решил стать монахом, и мать его не стала останавливать, а благословила распятием, который преподобный потом носил всю свою жизнь. Несколько лет он был послушником, усердно и кротко исполняя все послушания, а потом принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенеющий». И он, действительно, пламенел безграничной, неиссякаемой любовью к Богу, к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, всю свою жизнь.
Удивительна и полна многообразных подвигов жизнь преподобного батюшки Серафима Саровского. Непрестанная молитва, строгий пост, моление на камне в течение 1000 дней и ночей (с краткими перерывами), затвор и молчание, неустанные труды во славу Божию и из любви к ближним, все это не под силу обычным людям. Путь к святости был полон тяжелых испытаний и скорбей, святой подвижник многократно подвергался нападению врага рода человеческого. Перенес он и голод, и холод, и нападение разбойников, которые изувечили его, и тяжелые болезни, и всегда уповал только на Бога – главного Врача и целителя душ и тел человеческих.
Многократно являлась к Божию избраннику сама Пресвятая Богородица, исцеляла его от тяжелейших, смертельных недугов и травм, утешала и укрепляла, направляла по пути спасения. Божия Матерь и повелела преподобному Серафиму после подвигов поста, молитвы, молчания и затвора открыть свои двери для всех страждущих и всячески помогать им, во славу Божию, ради спасения душ многих.
1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Христовых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". А второго января келейник преподобного, отец Павел, почувствовал запах гари из келлии преподобного. Там всегда горели свечи, и батюшка говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром".
Когда двери открыли, увидели, что книги и другие вещи тлеют, а сам преподобный стоит на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа была взята Ангелами во время молитвы! Она взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Как мы знаем, ровно через семьдесят лет, в 1903 году, в России совершилось прославление преподобного Серафима Саровского в лике святых, по инициативе последнего российского императора, царя-страстотерпца Николая II. Множество народа стало свидетелями многочисленных исцелений и случаев многообразной помощи святого Серафима.
Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что преподобный Серафим во дни своей земной жизни, в начале XIX века, был тем духовным огоньком, у которого отогревалась Россия. И неслучайно он был общенародно прославлен именно в начале ХХ века, накануне невиданно тяжких испытаний для страны и Церкви.
В годы советской власти мощи святого батюшки Серафима исчезли, но промыслом Божьим в начале 90-х годов они были снова обретены! И со всего мира верующие православные христиане устремились, чтобы поклониться святому, попросить у него помощи. Ибо святой Серафим Саровский непрестанно молится о нас пред престолом Божиим, вместе с Царицей Небесной и другими святыми.
Преподобный Серафим Саровский очень любил Бога, ближних, Отечество наше. Еще в начале XIX века батюшка сказал такие пророческие слова: «У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие... – сих врата адова не одолеют».
Прекрасную проповедь о святом Серафиме произнес архимандрит Иоанн Крестьянкин, другой всенародно любимый и почитаемый нами подвижник Церкви, приведу некоторые отрывки:
«Преподобный Серафим Саровский живою любовью к людям подобен ключу, который забил чистою струею из глубины темного леса, разлился в реку и, неся в море неиссякающие волны свои, поит миллионы людей.
Живя на земле, старец Божий учил, утешал, исцелял тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкреплял и вразумлял тех, кто желал побеждать грехи. «Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас», – говорил старец друзьям перед смертью…
Вспоминая заветы преподобного, особо хочется вспомнить о его удивительном, поистине благодатном умении радоваться людям. «Радость моя!» – этими словами он встречал каждого приходящего.
В наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать врага, соперника, помеху, нам так необходимо вспомнить, что можно и должно иначе относиться к ближним.
Ни один человек не уходил неутешенным из келлии Саровского старца. Надеюсь, ныне он донесет и наши молитвы до Престола Всемилостивого Спаса, тогда наше духовное обновление и выздоровление не замедлит. Дай Бог всем нам стать причастниками «Серафимовой радости»…
И верится нам, что если преподобный Серафим при жизни своей согревал любовию приходящих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие души. Только приди к нему мысленно, обратись к нему в молитве. И услышишь сердцем своим: «Радость моя, гряди, гряди ко мне!«
Трогательное до слез, привязывающее сердце невыразимой властью есть в дивном старце Серафиме. «Он, как пудовая свеча, – говорил Воронежский архиепископ Антоний, – всегда горит пред Господом, как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим своим дерзновением пред Святою Троицею».
Святитель Иоанн (Максимович), рассуждая о святом, сказал так:
«В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48); он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом. Преподобный Серафим достиг своей цели: он победил грех и стал преподобным, сделался воистину подобием Божиим. Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом. Преподобный Серафим всех призывает своим примером следовать по пути, указанному Христом. Он зовет бороться с грехом и своими недостатками, являясь маяком и светильником для всех, ищущих спасения. Преподобный Серафим призывает искать высшего блага, плода духовного, о котором апостол Павел сказал: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»(Гал. 5:22-24)».
Митрополит Антоний Сурожский посвятил святому множество проповедей, и вот один небольшой отрывок:
«Мы празднуем сегодня день святого Серафима Саровского, одного из самых любимых, самых славных святых Русской Церкви. Но праздновать день святого, это значит в первую очередь, будучи пораженными его духовной красотой, обратиться к нему с вопросом: как последовать твоему примеру? что сделать, чтобы научиться тому, что ты познал, стать таким человеком, который, как ты, жил во славу Божию и, через столетия и столетия, сияет вечной славой?
На поставленный ему однажды вопрос о том, что отличает погибающего грешника от спасающегося праведника или от святого, преподобный Серафим ответил: только решимость... Спасение наше – в нашей воле, в нашей твердости, в непоколебимости нашей решимости быть Божиими до конца…
Хотим ли мы быть Божиими? Хотим ли мы уподобиться тем, кто вызывает в нас такое благоговение, такой восторг, такой трепет и такую любовь, к кому мы обращаемся с каждой нуждой, к кому мы обращаемся со всей болью и со всей радостью своей? И если так, то услышим всерьез, и примем, и исполним этот завет святого Серафима: решимостью вступим в путь Господень. Сила Божия в немощи совершается - но в той человеческой немощи, которая себя Богу отдает с решимостью на жизнь и на смерть оставаться Ему верными»…
С любовью о святом говорит и схиархимандрит Илий (Ноздрин):
«Как же радостно быть с Богом! Преподобный Серафим постился, молился, каждый день Евангелие прочитывал. За неделю – весь Новый Завет. Всецело жил Богом. И не радоваться не мог…
Если мы, как преподобный Серафим, постоянно будем с Богом, все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь.
Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Без Христа сердце пусто. Только Господь, Который Один есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), дает душе покой в этом суетном мире. И радость в Духе Святом, подобную Серафимовой, которую никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16: 22).
Из наставлений преподобного Серафима Саровского духовным чадам
«Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя»…
«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «всяк, иже не собирает со Мною, той расточает» (Мф. 12: 30; Лк. 11: 23).
«Добро делай; путь Господень все равно! Враг везде с тобой будет. Кто приобщается – везде спасен будет, а кто не приобщается – не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься».
«Болезнь очищает грехи. Однако же воля твоя. Иди средним путем; выше сил не берись – упадешь, и враг посмеется тебе; аще юн сый, удержись. Однажды диавол предложил праведнику прыгнуть в яму, тот было согласился, но Григорий Богослов удержал его. Вот что делай: укоряют – не укоряй; гонят – терпи; хулят – хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит; покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло, блажен человек, который знает это; люби ближнего твоего: ближний твой – плоть твоя. Если по плоти живешь, то и душу, и плоть погубишь; а если по-Божьему, то обоих спасешь. Эти подвиги больше, чем в Киев идти или и далее, кого Бог позовет».
«За всех молюсь всякий день. Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слезы раскаяния».
«Напой, накорми, будь справедлив. Господь терпит; Бог знает, может быть, и еще протерпит долго. Ты так делай: аще Бог прощает, и ты прощай. Сохрани мир душевный, чтобы в семействе у вас ни за что не было ссоры; тогда благо будет».
«Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе; только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благословен Богом: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся. Только враг смущает все».
«Не о хлебе едином жив будет человек; но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением, и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть: да мы сами не хотим».
«Исполнение заповедей Христовых для каждого христианина есть бремя легкое, как сказал сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь их в памяти; а для этого всегда нужно иметь в уме и на устах молитву Иисусову, а пред очами представлять жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа, Который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовой».
«Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух!...Это значит надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым».
«У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие... – сих врата адова не одолеют».
Тропарь преподобного Серафима Саровского, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.
Ина молитва преподобному Серафиму Саровскому
О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвенного к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладают нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистину ко спасению путевождь и предвари нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Память святого пророка Илии. «Илия – помощник, Илия силен, Илия велик,... |
Следующая >> День крещения Руси. Память святого равноапостольного князя Владимир. П... |
Еще статьи... |