Страница 1 - Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Несокрушимые столпы святой апостольской Церкви. |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
Слушать: |
12 июля Русская Православная Церковь чествует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Праздник ознаменовал окончание Петрова поста, который продолжался в этом году относительно недолго, менее двух недель.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Почему святых апостолов Петра и Павла называют первоверховными? Потому что это два колоссальных, могучих столпа Церкви, которые опираясь на несокрушимое основание веры, на самого Христа, вот уже почти две тысячи лет ведут по пути спасения христиан.
При этом оба апостола совершенно разные, непохожие друг на друга, разными были их характеры и дарования, происхождение и образование, жизненный путь и состояние души, опыт до принятия веры Христовой и после него.
Святой Петр был простым, необразованным галилейским рыбаком, когда Христос призвал его вместе с братом, Андреем Первозванным, последовать за Собой, пообещав: «Я сделаю вас ловцами человеков». И первый дом, который Господь посетил в городе Капернауме, был домом апостола Петра.
Апостол Павел был римским гражданином, происходил из знатной семьи, из фарисеев, получил блестящее по тем временам образование. Он не имел семьи, не заключал семейных уз, и всю свою жизнь оставался девственником.
Апостол Петр сразу, не колеблясь, последовал за Христом, хотя был семейным человеком. Он первый со свойственной ему пылкостью исповедовал Иисуса Сыном Божьим: «Ты – Сын Бога живаго», он сопровождал Спасителя повсюду во время проповеди Евангелия, был свидетелем и очевидцем главных чудес, совершенных Господом, участником главных событий последних трех лет земной жизни Христа.
Петр видел преображение Господа на горе Фавор, воскрешение дочери Иаира – начальника синагоги, четырехдневного Лазаря и сына Наинской вдовы, исцеление множества совершено безнадежных больных и бесноватых, умножение хлебов и насыщение тысяч и тысяч людей. Петр был со Христом в Гефсиманском саду при Его аресте, он пытался его защитить, выхватив меч, он последовал во двор первосвященника вслед за Спасителем, чтобы увидеть, что будет дальше и попытаться помочь, освободить своего божественного Учителя. Петр среди первых пришел ко гробу Господню после Воскресения Христова, среди первых, кто увидел воскресшего Господа.
Как мы знаем из Евангелия, именно рыбацкому сыну Симону Христос сказал: «Ты – Петр, камень, и на этом камне Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её», что в точности подтверждают все прошедшие века. Какие бы бури ни сотрясали Церковь, какие бы гонения ни обрушивались на неё, она продолжает идти по житейскому морю, как могучий корабль, ведя нас по пути спасения.
Именно Петру Спаситель сказал: «Дам тебе ключи от рая, что разрешишь на земле, разрешено будет на Небе»…
Петр был очень пылким человеком, очень любил Христа, и это не просто большая человеческая привязанность, это чувство гораздо выше и глубже. Когда многие, не в силах понять учение Господа, Его поступки, покинули Иисуса, Петр сказал: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
Как мы знаем, несмотря на огромную веру, непоколебимое исповедание и пылкую любовь, в ночь ареста Спасителя святой апостол Петр испугался, поддался искушению и отрекся от Христа. Но какой огромной глубины было его покаяние! Он до конца своей жизни плакал и горевал, слыша пенье петухов, вспоминая страшную ночь беззаконного суда над Христом и свое отречение. От этих горючих, покаянных слёз на щеках апостола остались глубокие борозды.
И неслучайно сам Христос вернул Петру его апостольское достоинство и сделал главой Церкви. Как повествуется в Евангелии от Иоанна (последняя, 21 глава), Спаситель трижды спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», причем первый раз так: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?», и Петр трижды ответил утвердительно, с искренним, горячим сердцем, и Господь трижды сказал ему: «Паси овец Моих». Здесь же Спаситель дает понять, что Петр в будущем примет мученическую кончину, исповедуя веру Христову.
У святого апостола Петра не так много духовных трудов, но проповедь Евангелия он совершал с такой удивительной силой, что в один из первых дней сразу уверовали три тысячи человек! Свою мученическую кончину святой Петр принял в языческом городе Риме. Его распяли на кресте, причём вниз головой. Он сам попросил об этом, считая, что не достоин быть распятым так же, как Господь.
Святой апостол Павел не встретил Христа во время его земной жизни, не сопровождал Его повсюду, как апостол Петр, не был очевидцем проповеди Евангелия, свидетелем совершенных Спасителем чудес. Он был неумеренным сторонником фарисейских традиций и законов, ревностным, убежденным гонителем христиан, и даже сторожил одежды фарисеев, когда они побили камнями первомученика Стефана. Но вот, когда Савл (так звали апостола первоначально) отправился в Дамаск, по дороге с ним происходит великое чудо. Он внезапно увидел воссиявший на небе Свет, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна»…Потрясенный Савл упал – он тут же ослеп, но ослеп физически, а духовно прозрел: он понял, что с ним говорит сам Господь Иисус Христос, против которого он ополчился войной – войной против христиан. И, конечно, раскаялся очень глубоко, стал другим человеком.
Ослепшего Савла привели в Дамаск, а после он принял крещение, и Господь исцелил его, вернул ему зрение. И вот новый апостол – Павел – идет по миру проповедовать Евангелие язычникам, и претерпевает огромное количество испытаний: гонения, лишения, избиения, пытки, издевательства, увенчав подвиг проповеди Евангелия своей мученической кончиной в городе Риме. Его казнили как римского гражданина, отрубив голову. Между казнью его и Петра всего один год…
Благодаря блестящей проповеди, необыкновенной силе и глубине посланий, святой апостол Павел привел к спасению бесчисленное количество людей. Отрывки из его трудов прочитываются в церкви практически ежедневно, на каждой Божественной литургии. Это сокрушительной силы пламенные духовные послания, которые передают мощь и красоту веры Христовой, глаголы вечной жизни, бескомпромиссный подвиг и высоту апостольского служения, непобедимую силу святой апостольской Церкви – Церкви, которую создал Сам Христос, которую никогда не одолеют врата ада.
В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла православные христиане возносят им молитвы с особым чувством, с особым воодушевлениям: «Святые апостолы Петр и Павел, молите Бога о нас, ибо вы много угодили Господу подвигами своими, научите и нас идти по пути спасения». Эти святые показали нам пример твердой, несокрушимой веры, непоколебимого мужества и преданности, безграничной любви к Богу и ближним.
И пусть мы не в состоянии даже в малой доле соответствовать этим светочам веры, этим могучим столпам Церкви, мы должны постоянно читать их духовные творения, учиться у них, стараться подражать им, по мере сил, всей душой стремиться к святости. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел не покинули нас, они продолжают наставлять нас, чтобы мы следовали за Христом и могли наследовать Царство Божие, быть с Богом всегда – и сейчас, и по окончании земной жизни.
По преданию Церкви, святые апостолы Петр и Павел почти не встречались друг с другом. Но есть икона, на которой они изображены как любящие друг друга родные братья, встречая друг друга объятиями, И они действительно – любящие друг друга братья во Христе. Этих апостолов объединяет огромная, непостижимая, божественная любовь Христова, чему они и нас учат своим сияющим, не меркнувшим в веках примером.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Память святых Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. «Ищите прежде все... |
Следующая >> Память святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. День семьи, люб... |
Еще статьи... |