31 декабря, в последний день года, отмечается память праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского). Это один из самых известных и самых почитаемых угодников Божиих на Урале и в Сибири, он считается особым покровителем в этих регионах. Праведный Симеон Верхотурский является покровителем и города Челябинска. В честь святого подвижника назван главный храм города – Свято-Симеоновский кафедральный собор, действующий с 60-х годов XIXстолетия. Этот храм никогда не закрывался для молитвы, даже в годы большевистских гонений на Церковь. В ХХ веке он долго оставался единственной действующей церковью, куда стекались верующие со всей округи.
В день памяти святого праведного Симеона Верхотурского старейший храм города отметил свой престольный праздник. Божественную литургию совершил правящий архиерей, митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим. Ему сослужили представители духовенства из разных храмов города, в том числе настоятель Свято-Георгиевского храма протоиерей Владимир Воскресенский. Служба была необыкновенно торжественной, с крестным ходом вокруг собора и молебным пением святому праведному Симеону.
Владыка Никодим поздравил священников и прихожан с престольным праздником и назвал праведного Симеона образцом покаяния и смирения. «Смирение и скромность отворяют врата рая, – напомнил правящий архиерей. – Общее почтение к этому дивному угоднику Божию здесь, на уральской земле и в Сибири, заставляло наших предков не только прославлять его, но и воздвигать в честь него святые храмы. Так и сей храм построен в память Симеона Праведного. Сегодня мы собираемся здесь – как и сто лет тому назад, когда прославляли в этих стенах дивного угодника Божия – святого праведного Симеона Верхотурского. Его же молитвами да помилует и спасет нас Господь. Аминь»…
Праведный Симеон Верхотурский – один из самых известных святых Урала. С его именем в церковном году связано целых три праздника: 12 мая, 12 сентября и 18 декабря (по старому стилю). Из жития святого Симеона известно, что родился он в начале XVII века, в европейской части России, в семье благочестивых дворян. Однако он оставил почести, земное богатство и, повинуясь Божественному водительству, удалился за Урал. В Сибири он жил простым странником, скрывая происхождение и добывая скромное пропитание швейным ремеслом или рыбной ловлей. Часто посещал село Меркушинское недалеко от города Верхотурья, молился в местной деревянной церкви.
Для жителей этого края праведный Симеон стал ревностным христианским проповедником и просветителем, открывшим язычникам свет веры Христовой. Он ходил по окрестным селениям с благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном. Не чуждался иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, полюбивших святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к поистине христианской добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию и в каждом живом существе видел неизреченную премудрость «Сотворившего вся».
Подвижник никогда не был праздным, добывал хлеб насущный в поте лица своего. Умея хорошо шить шубы, он ходил по селам и работал в домах у крестьян. Не принимал за труды никакой платы, кроме пищи и крова, а чтобы избежать похвал, часто оставлял работу незавершенной (по мелочи) и уходил. За это праведник подвергался оскорблениям и побоям, но принимал их со смирением, молясь за своих обидчиков. Совершенное смирение и нестяжательство были среди главных добродетелей праведного Симеона.
Также святой подвижник много молился об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Часто молитву соединял с подвигом в дремучей тайге, молился коленопреклоненно на камне. А еще было у праведника уединенное место в десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры. Здесь он молился и ловил рыбу – ровно столько, сколько требовалось для дневного пропитания. Таким образом, праведник опять же проявлял воздержание.
От старожилов известно, что умер праведный Симеон совсем молодым, лет тридцати. При жизни «болел животом», но, тем не менее, не оставлял аскетического образа жизни, постоянно предаваясь великому подвигу поста и молитвы. Блаженная кончина святого мужа последовала в 1642 году, а погребен он был на Меркушинском погосте, возле храма Архистратига Михаила.
В 1692 году, спустя 50 лет после кончины, Господь прославил Своего угодника. Жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника: его гроб неожиданно поднялся из земли, и на этом месте забил святой источник.
Сначала имя праведника оставалось неизвестным, а в том, что это угодник Божий, никто уже не сомневался: от мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Например, был исцелен парализованный человек, а потом и многие другие, тоже тяжело больные люди. Удивительна сама история прославления праведника, открытия его имени. Известно, что митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.
В «Иконописном Подлиннике» значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».
Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».
И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет верующим благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.
12 сентября 1704 года по благословению митрополита Тобольского Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря по старому или 31 декабря по новому стилю).
Много чудес совершено по молитвам святого угодника Божия, всем призывающим его с верою подается заступление. И доныне от мощей славного угодника Божия, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, продолжают совершаться чудеса. На Верхотурье устремляются паломники со всей России. Имеется икона святого праведного Симеона Верхотурского с частицей мощей и в челябинском храме Георгия Победоносца. Верующие всегда спешат ей поклониться и благоговейно возносят молитвы святому праведнику Симеону.
При подготовке материала использовалась статья с сайта azbyka.ru
Тропарь на пренесение мощей праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Днесь радуется славная страна Сибирь,/ обрет святыя мощи твоя внутрь себе./ Архиереи, священницы и весь сонм людский/ духовне веселящеся, вопием ти: о Богомудре Симеоне!/ Избави нас, иже к тебе прибегающих, от всех бед,/ просяще податися всем по коегождо прошению,/ и избавитися стране сей и граду от огненнаго запаления и поганскаго нашествия и междоусобныя брани и от всякаго зла./ Темже и мы вси чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение новый целебниче, и вопием :/ слава Дающему тобою всем исцеление!
Тропарь праведного Симеона Верхотурского
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.
<< Предыдущая Память священномученика Игнатия Богоносца и святого праведного Иоанна ... |
Следующая >> Память святого Спиридона Тримифунтского |
Еще статьи... |