Страница 1 - Похвала Пресвятой Богородице. Заступница Небесная и Радость всех скорбящих. |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
В субботу, на пятой неделе Великого поста, святая Церковь торжественно возглашает молебное пение – акафист Пресвятой Богородице или благодарственную похвалу Пресвятой Богородице.
Уже первые его строки, Кондак 1-й, хорошо известны всем верующим, они постоянно звучат в православных церквях, на всех Богородичных и иных праздниках.
Это удивительные, утешительные, полные великой надежды строки: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Что в переводе на современный русский язык означает: «Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!»…
Две тысячи лет прошло с момента, как Спаситель даровал нам, роду человеческому, великую и всемилостивую Ходатаицу и Заступницу. Божья Матерь усыновила нас при Кресте Господнем, когда в мучительных предсмертных страданиях Её любимейший Сын позаботился и о Ней, и об Иоанне Богослове, и обо всём человечестве. Вот как трогательно пишет об этом священномученик Серафим (Чичагов):
«Божественный Страдалец, избегавший встретиться Своим взором с несчастной, горячо любимой и глубоко потрясенной голгофским зрелищем Матерью, обратил к Ней Свой окровавленный лик и, видя около Нее возлюбленнейшего ученика, не отходившего от Богоматери, произнес ласковым, сыновним, но тихим от страданий голосом: «Жено, се сын Твой!.. Се Мати твоя!».
Какие это для нас всех драгоценные слова: «Се Мати твоя!» Столь близки они сердцу, понятны, утешительны всем верующим, скорбящим, страждущим, одиноким, нежно любящим Богоматерь, нуждающимся в Ее святой и чистой любви, в предстательстве пред Сыном Христом, в заступничестве, в помощи и поддержке. Се Мати наша! Может ли чья-либо любовь заменить чистую и святую любовь матери: и нет возраста, в котором бы человек не нуждался в материнских ласках, сочувствии, поддержке, помощи и научении. Поэтому Господь наш Иисус Христос, ведая человеческую беспомощность, потребности нашего сердца и бесчисленные скорби, усыновил Своих последователей в лице возлюбленнейшего ученика Своего Иоанна Преблагословенной Матери, Царице неба и земли, превознесенной превыше Херувимов и Серафимов, всесильной Заступнице и Молитвеннице, Споручнице грешных, дивной Скоропослушнице, Радости всех скорбящих, любвеобильнейшей из всех земных матерей. В этом еще раз сказалась беспредельная любовь Божия к человечеству. Буди имя Господне благословенно вовеки!»
Пророчество о том, как трепетно будут любить и почитать Божью Матерь, содержится в 1-й главе Евангелия от Луки.
Ещё на заре христианских времен из города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, произошло чудо! «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».
Казалось бы, откуда совсем юная и кроткая Дева могла провидеть то, что случиться в будущем? Мы видим явное действие Духа Святого! «Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что, согласно этому предопределению, с радостью приняла святая Вселенская Церковь» – пишет профессор К.Е. Скурат в своей книге «Идите и научите»…
Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. И мы знаем, что существует множество чудотворных икон Божьей Матери, и мы постоянно молимся – и получаем помощь Преблагословенной! В Свято-Георгиевском храме Челябинска очень много таких икон, они расположены с северной стороны.
Молитвы Пресвятой Богородицы, как ничьи более, всегда приемлет Всемогущий Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Ей Он всегда чутко внимает и на прошения Ее преклоняется — даже когда Она просит о тех, кто, кажется, и не достоин милости и снисхождения.
И не только отдельные люди – целые народы и страны хранят память о дивных чудесах заступления Божьей Матери. Тому есть немало свидетельств в церковной истории.
Пятая Суббота Великого Поста, получившая наименование Субботы Акафиста или Похвалы Божией Матери, посвящена воспоминанию чудесного события. И даже не одного, а сразу трех!
В начале VII века, в 626 году, в царствование императора Ираклия Византия переживала тяжелые дни. Константинополь был стеснен от врагов со всех сторон. С востока к нему подступали персы, с запада — авары. Положение греков казалось безнадежным, падение столицы, гибель ее защитников и мирных жителей казались неотвратимыми. Но вот Патриарх Константинопольский Сергий благословил совершить крестный ход вокруг осажденного города, сам взяв притом чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. Взята была и величайшая святыня — риза Пресвятой Богородицы, хранившаяся в знаменитом Влахернском Ее храме. И вот, когда обнесена была риза вокруг города, по стенам его, и затем погружена была в воды Босфора, произошло чудо, радостное для греков и поистине страшное для их врагов! Море, пред тем спокойное, закипело, разразилась ужасная буря, и неприятельские корабли были потоплены вздымавшимися волнами.
Целую ночь провел тогда народ в молитве во Влахернской церкви, воспевая Божией Матери благодарственное пение. Именно тогда благодарный народ возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. И дважды еще сподобился Константинополь такой дивной милости от Царицы Небесной, дважды еще так же избавлялся чудесным образом от осаждавших его врагов.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник сделался общим для всей Восточной Церкви. Нынешнее празднование в память об этих удивительных делах любви Богоматери к христианскому роду наполняет и наши сердца надеждой на спасение, на чудесный и милостивый Покров Божьей Матери. И поется в день праздника похвальное пение Богородице, получившее наименование акафиста, во всех православных церквях, по всей земле.
Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
<< Предыдущая Память преподобной Марии Египетской. Торжество Божьей силы, милосердия... |
Следующая >> Благовещение Пресвятой Богородицы. «Днесь спасения нашего главизно»… |
Еще статьи... |