Страница 1 - Неделя о Страшном суде |
Страница 2 - Отзывы людей, побывавших в этот день на богослужении |
Всё ближе время Великого поста. Сегодня православные христиане отмечают Неделю о Страшном суде. С этого события начинается третья и последняя подготовительная неделя к Великому посту. Она будет сплошной, мясопустной и закончится Прощёным воскресеньем 17 марта.
Сегодня в Свято-Георгиевском храме прошли две Божественные литургии, собравшие немалое количество народа. Прихожане усердно помолились, настраиваясь на будущий пост и усиление борьбы со своими страстями и грехами, многие причастились Святых Христовых Тайн.
Настоятель храма протоиерей Владимир Воскресенский произнёс очень важную проповедь – о том, какое огромное значение имеет Неделя о Страшном суде для каждого христианина. Эта проповедь настолько глубока и поучительна, что стоит более подробно передать её содержание. Услышанное произвело на людей очень сильное впечатление.
- Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором Господь через евангелиста Матфея говорит о Своём Втором пришествии и Страшном суде, – рассказывает отец Владимир. – Мы не знаем, когда этот день придёт, но он обязательно будет, потому что слова Христа неизменны. Сроки этого суда зависят от многих причин, и, прежде всего, от нравственного состояния мира, в котором мы живём. Святые отцы говорят: если мы будем жить благочестиво, сроки будут отодвигаться, а если мир будет падать в грех, и этот грех будет разрастаться, время Страшного суда приблизится.
Апостол Павел предрекал, что добродетели будут высмеиваться, а грехи возвеличиваться, что мы часто видим в наши дни. Благочестие высмеивается, а грехи возводятся в ранг достоинств – например, эвтаназия, признание содомских грехов во многих европейских странах. Можно сказать, что всё это – преддверие времени Страшного суда, и если добродетели совсем исчезнут, оно придёт. То есть, наступление Судного дня напрямую зависит от каждого из нас.
В Священном Писании во многих местах говорится о воскресении, и даже одному из пророков – пророку Иезекилю – было показано, как воскреснут умершие. В Евангелии немало сказано о том, как Господь воскрешал умерших – мы знаем чудо воскрешения сына Наинской вдовы, дочери начальника синагоги Иаира, чудо воскрешения четырёхдневного Лазаря.
Когда Господь придёт во втором пришествии, воскреснут все люди, умершие от создания мира и до Судного дня. Преподобный Ефрем Сирин говорит удивительные слова: «Все мы воскреснем в тридцатитрехлетнем возрасте» Что это значит? Человек проходит в своей земной жизни определенный цикл развития. Тридцать лет – это пора наивысшего развития, человеческого совершенства, в земном значении этого слова. И глубокие старцы, и младенцы, воскреснут не в своем земном возрасте, в котором они покинули эту жизнь, а в возрасте тридцатитрехлетнем – то есть совершенном. Но в то же время все близкие и родные смогут узнать друг друга. Но когда мы воскреснем, наши тела будут абсолютно не такими, как сейчас. Внутреннее будет как внешнее, а внешнее будет как внутреннее. Сейчас внешнее – это тело, внутреннее – душа. В раю само тело одухотворится, станет подобным душе. А внутреннее – душа – станет как внешнее, то есть она будет открытой. Как бы человек ни скрывал свои тайные грехи и дурные поступки, оправдывая себя и обманывая других, после воскресения мёртвых его душа будет выглядеть так, что все узнают о его поступках. И в этом заключается сам суд, на котором не будет ни адвоката, ни прокурора. Сама душа человека, добрая или злая, будет свидетельствовать, каков он есть. Но если человек при жизни раскаивается в каких-то своих грехах и исправляется, они не поминаются на Страшном суде.
Господь придёт нас судить со всеми святыми и ангелами, чтобы отделить праведников от грешников. Христос сравнивает праведников с овцами, потому что овца – это образ смирения и послушания, они встанут по правую сторону от Господа, а грешники сравниваются с козлищами – упрямыми и своенравными животными, они встанут по левую сторону.
- Почему суд называется Страшным? – продолжает отец Владимир. – Святые отцы говорят, что на нём будут судить не только людей, но и демонов. Этот суд будет всеобщим – никто не избежит этого суда. Обнажатся все наши дела, наши тайные грехи, каждый будет видеть грехи друг у друга, и многие будут сгорать от стыда. Кроме того, этот суд будет окончательным – ничего нельзя будет изменить. Если сейчас, когда душа после смерти приходит на частный суд, ещё можно изменить её состояние – поминовением в молитвах, милостыней, добрыми делами, то на Страшном суде будет окончательный приговор.
Ещё Святые Отцы говорят, что суд называется Страшным, потому что Господь придёт судить во всей своей славе, со всеми святыми и ангелами. Мы не можем представить славу Божию. Можно привести пример: Преображение Господа на горе Фафор, когда он показал своим ученикам отчасти свою славу – настолько, насколько он могли воспринять её. Тогда ученики пали ниц – они не могли видеть Христа: Он блистал. А во втором пришествии Он придёт во всей Своей славе! Сможет ли человек выдержать, глядя на всю Его славу и видя свои грехи?
В чём же будет состоять суд? Самым главным критерием будет наше отношение к ближним. А это не только наши родные – все люди. В сегодняшнем Евангелии звучат слова, которые Господь сказал праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо Я хотел пить – и вы напоили Меня, Я был голоден – и вы накормили Меня, Я был наг – и вы одели Меня, Я был странником – и вы приютили Меня, Я был болен и в темнице – и вы посетили Меня». На что праведники ответят: «Господи, когда мы Тебя таким видели и Тебе послужили?» – и Господь ответит им на их недоумение: «Поскольку вы послужили одному из малых сих, вы послужили Мне». И, наоборот, скажет стоящим по левую сторону от Него: «Вы не сделали этого одному из малых сих – значит, не послужили Мне».
- Эти удивительные слова Евангелия говорят о том, что Бог ставит знак равенства между Собой и каждым человеком, – объясняет отец Владимир. – Ни в одной религии нет такого: Бог ставит знак равенства между Собой и каждым человеком! Он говорит, что отношение человека к Богу напрямую зависит от отношения человека к человеку. Святой Иоанн Богослов называет лжецом того, кто говорит, что любит Бога, но ненавидит ближнего. «Что ты говоришь, что любишь Бога, которого не видишь, когда ненавидишь ближнего, которого видишь?». Сколько бы мы ни совершили поклонов, хождений в храм Господний, молитвословий, суд будет совсем в другом. Господь будет смотреть на сердце человека: есть ли в нём любовь по отношению к другому?
Кто-то решит: значит, достаточно быть просто гуманистом? Это совсем не так. Апостол Павел говорит, что благодать Святого Духа, которая входит в сердце человека, имеет свои плоды, и наипаче всех – любовь, особенно к врагам. Это вершина всех добродетелей, которые есть в сердце человека. И преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорил: нужно стяжать благодать Святого Духа. И молитвы, которые мы совершаем, и посты, и поклоны, и все наши добрые дела являются как бы копилкой в нашей душе. Накопление идёт незаметно, но однажды копилка становится полной. И каждая «мелочь», накапливаясь в нашей душе, и само это накопление призывают в нашу душу благодать Божью. А благодать Божья, входя в сердце человека, начинает помогать ему совершать в дальнейшей жизни все дела согласно званию христианина. Без этой благодати человек сам ничего не сможет сделать, поэтому Иоанн Кронштадский говорил: самое страшное для человека – это потеря благодати Божьей в сердце. Когда человек теряет благодать, он превращается в демона, совершает демонические поступки.
Сегодня мы вспоминаем о Страшном суде. Для чего Церковь напоминает о нём за неделю до Великого поста? Для того, чтобы обуздать нашу чувственность, наше забвение, наше пристрастие к земному. Чтобы немного встряхнуть нас, чтобы через неделю, вступив в пост, мы начали менять себя, находить в своей душе изъяны и в них каяться, изменять свою душу посредством поступков, слов и мыслей.
Святые отцы говорят, что всегда хорошо помнить о Страшном суде. Память о Страшном суде предупреждает человека от многих грехов. Святой равноапостольный князь Владимир, выбирая веру, услышал от византийских посланников о Страшном суде и убоялся. И это была одна из причин, по которой он принял именно православие. Нужно всегда иметь память Страшного суда в своём сердце и вспоминать о нём всегда: когда пришла греховная мысль, когда плохое слово готово сорваться с языка, когда готовишься совершить дурной поступок. Надо вспоминать о том, что каждое греховное слово, дело или мысль потом будут менять наше внутреннее состояние. Необходимо достойным образом совершать жизнь нашу христианскую, чтобы не стыдиться, когда мы воскреснем, и наших ближних, и Самого Господа Иисуса Христа, – заключил отец Владимир.
<< Предыдущая Прощёное воскресение – шаг перед Голгофой |
Следующая >> Вселенская родительская суббота |
Еще статьи... |