7 апреля, в 3-ю неделю Великого поста, святая Православная Церковь празднует сразу два больших праздника: Благовещение Пресвятой Богородицы и Крестопоклонную Неделю, середину Святой Четыредесятницы. В Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
В этот день облачение Церкви было цвета неба, ярко-голубым, как всегда в Богородичные праздники. Посреди храма, на аналое, напротив алтаря, находились две великие святыни: Крест Господень, который выносится из алтаря всего несколько раз в году, и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане прикладывались к обеим святыням с трепетом и благоговением.
Служба была светлой и радостной. Неоднократно пелись возвышенные тропари Крестопоклонной Недели, которые прихожане с воодушевлением подхватывали: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». И, конечно, умилительный тропарь Благовещения: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
За Божественной литургией читались два евангельских отрывка, один был посвящен Благовещению, другой – Крестопоклонной Неделе. Вот как описывает Благовещение святой апостол-евангелист Лука:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел»…
В другом евангельском отрывке, от Марка, посвященном Крестопоклонной неделе, Господь призывает народ и своих учеников отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Ним. Многие прихожане Свято-Георгиевского храма стараются исполнить этот призыв. Особенно сейчас, на поприще Великого поста. Огромен был поток исповедников и вчера, и сегодня. К этому дню паства старательно готовилась, и сегодня очень многие прихожане с радостью и трепетом причастились Святых Христовых Тайн. Причащались сразу из трех чаш, что случается не часто.
После Богослужения отец Владимир произнес очень интересную и содержательную проповедь, в которой были отражены оба сегодняшних праздника. Священник напомнил, с чем связаны эти события, какие важные уроки нужно из них извлечь, чтобы жить действительно по-христиански, следовать по пути спасения.
- Сегодня так совпало, что 3-я Неделя Великого поста, Крестопоклонная, празднуется вместе с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, – сказал отец Владимир. – Мы с Божьей помощью движемся к светлому Христову Воскресенью и достигли середины Святой Четыредесятницы. Церковь выносит Крест из алтаря, чтобы мы укреплялись, чтобы взирая на раны Господа, мы сравнивали все наши скорби, невзгоды и неприятности с тем, что перенёс ради нашего спасения Господь наш Иисус Христос…
В сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Нам говорится о том, что крест свой нужно нести без тяготения, радостно…Но о каком кресте идет речь?
Многие из нас носят нательные кресты, совершают привычно крестные знамения, но не задумываются об их значении. Для многих крест – словно магический символ или чудодейственный амулет, или «страховка» от разных несчастий. Многие и храм посещают только ради здоровья, благополучия и легкой жизни, чтобы не было никаких невзгод и страданий.
Но Евангелие напоминает нам сегодня, что нужно отвергнуться себя и следовать за Христом. Это значит, что нужно отвергнуть все, что приятно нашей природе, и жить по Божьим заповедям. В обыденной жизни мы носим разнообразные нательные кресты, но зачастую не хотим нести самого главного креста, который нес наш Спаситель – это крест страданий…
Далее отец Владимир привёл поистине чудовищные факты, упомянутые не только евангелистами, но и установленные с помощью современной науки. О том, какие многочисленные и страшные муки перенёс Христос, свидетельствует Туринская плащаница, которую называют Пятым Евангелием: она подтверждает всё, что описывалось ранее в четырёх Евангелиях.
Как показали исследования учёных, Господу было нанесено более трехсот ран! На плащанице остались следы от бичевания плетьми, на концах которых были металлические или костяные шарики, которые при ударах вырывали из тела куски плоти. Следов таких ударов – девяносто восемь! Палачей было двое, и они били со всей силы, наотмашь.
На голове Страдальца отпечатались маленькие, но глубокие раны, их около тридцати. Как описывается в Евангелии, римские воины надели на Христа терновый венец, и били его тростью по голове. Шипы впивались в голову все глубже, по лицу Спасителя текла кровь. От сильного удара тяжелым предметом у Него был сломан нос.
На плечах, как показывает плащаница, были следы от поперечного бруса креста. Он был очень тяжелым, даже для здорового и сильного человека, ведь его вес был около 32 килограммов! Конечно, Господу очень тяжело было его нести после бессонной ночи и жестоких пыток. Он несколько раз падал, идя на Голгофу, разбивал колени, получал травмы и раны – и от бруса, и от веревки, связывавшей пленников. И тогда воины, опасаясь, что Он не донесет крест до Голгофы, «заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (как сказано у евангелиста Марка).
А дальше – само распятие, мучительная и страшная казнь. Забивая огромные квадратные гвозди в запястья и стопы, мучители перебивали у своей жертвы нервы и сухожилия. Невозможно представить, какая жуткая это была боль! На плащанице не сохранилось отпечатков большого пальца, он был непроизвольно согнут и прижат к ладони.
И мучения на кресте были поистине ужасными, нечеловеческими! Огромная кровопотеря, обезвоживание организма, удушье из-за нехватки воздуха. Распятому человеку приходилось постоянно подтягиваться на искалеченных руках, опираться на нижнюю перекладину пронзенными ступнями, чтобы дышать, чтобы вдохнуть хотя бы глоток воздуха, и тем продлить жизнь. А как хотелось пить!
Как показали исследования, у Господа была повреждена еще и сердечная мышца, и когда воин ударил копьем в ребра, оттуда истекли кровь и вода…Еще ученые установили, что на плащанице сохранилась кровь мужчины, четвертой группы, и повышенное содержание билирубина показывает, что умер этот Человек в состоянии стресса…
Так Туринская плащаница подтверждает, что Господь претерпел тяжелейшие страдания, чтобы омыть наши грехи своей честной кровью. Потому и выносится крест в середине Великого поста, чтобы мы вспоминали об этом и укреплялись в вере.
Кончено, мы все боимся страданий, но бывают в жизни моменты, когда их необходимо претерпеть. Так, как сделал это, например, небесный покровитель Свято-Георгиевского храма – святой великомученик Георгий Победоносец.
Замечательный пример несения креста нам подает Пресвятая Владычица наша Богородица, чье Благовещение мы сегодня празднуем. Она смиренно перенесла всё, что выпало Ей в жизни. Вся жизнь Пресвятой Богородицы – это несение креста с величайшим смирением. В три года ее привели в храм, где она была оставлена родителями на воспитание. Там она и росла, возрастая в христианских добродетелях. А когда Архангел Гавриил явился с Благой вестью, что у Неё родится Сын Божий, Она не роптала, не возмущалась, а смиренно сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
И когда Ее безвинного, Её возлюбленного Сына распяли на Кресте, Она смотрела на Его страдания, и сердце Её разрывалось. Тогда сбылись пророческие слова Симеона Богоприимца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»…И Она смиренно несла свой крест до самого Успения…
- Пусть для нас крест будет настоящим крестом, который мы несем с достоинством, мужеством, смирением и любовью, – заключил отец Владимир. – И тогда крест, бывший некогда орудием смерти, станет для нас орудием спасения, и наш нательный крестик станет знаком нашего подлинного христианского достоинства пред Богом, аминь…
Перед отпустом батюшка поздравил паству с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Оказывается, сегодня на двух литургиях причастились двести два человека, и это очень радует, такое бывает не часто. Священник также сообщил о расписании богослужений на предстоящую неделю. После были совершены молебен и панихида. А в воскресной школе для детей состоялось занятие, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы (об этом мы расскажем отдельно).
Материал подготовила Римма Кныш
Митрополит Антоний Сурожский
Воскресенье Крестопоклонное
3-е Воскресенье Великого Поста – 28 марта 1976 г.
Тем, кто хочет за Ним следовать, Христос дает одну совершенно ясную заповедь в сегодняшнем Евангелии: Если кто хочет за Мной идти, пусть отвержется от себя, отвернется от себя, пройдет мимо себя, возьмет свой крест и следует за Мной...
Но отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить – нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя?
Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам – как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя – ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно...
Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих. Мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь? Кому нужна Его забота? Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?..
Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно; и тогда мы были бы и с Ним, нося Его Крест, – потому что Его Крест – это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас, – и могли бы следовать за Ним и в то же время забыть о себе, будучи поглощенными заботой о других: заботой не только нашей, а Христовой...
Подумаем над этим и услышим Христа, говорящего нам: Будь Мной среди народа Моего, – и тогда легко будет, может быть, хоть на мгновение о себе забыть и вспомнить о ближнем вместе с Богом. Аминь.
ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
«Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ».
Тропарь Кресту, глас 1
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6
Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.
«Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при Воскресении Христовом».
Тропарь Благовещения, глас 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание праздника Благовещения
Архангельский глас/ вопием Ти, Чистая:/ радуйся,/ Благодатная,// Господь с Тобою.
Задостойник праздника Благовещения, глас 4
Благовествуй, земле, радость велию,// хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе,/ с радостию да вопиют:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Богородице Дево, радуйся
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Царице моя Преблагая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.
<< Предыдущая 4-я Неделя Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника, игу... |
Следующая >> 2-я Неделя Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиеписк... |
Еще статьи... |