Лазарева суббота. Воскресение Лазаря Четырехдневного, друга Божия – прообраз Воскресенья Христова.

27 апреля, накануне Вербного воскресенья, Церковь торжественно празднует Лазареву субботу. В этот день шестой седмицы Великого поста вспоминается особое событие из земной жизни Христа: воскрешение праведного Лазаря Четырехдневного, друга Божия.

В Свято-Георгиевском храме Челябинска торжественно совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Воскрешение Лазаря описывает единственный евангелист, святой апостол Иоанн Богослов – любимый ученик Спасителя. Евангельское чтение погружает нас в историю, которой почти две тысячи лет, и каждый раз она поражает воображение.

Воскрешение Праведного Лазаря

Известно, что Лазарь был другом Христа и жил неподалеку от Иерусалима, в Вифании, вместе с сестрами Марией и Марфой. В этом доме, по-видимому, часто бывал Спаситель. Эти люди любили Господа, гостеприимно встречали, сердечно внимали Его словам. Он мог здесь отдохнуть от городского шума и суеты, от натиска постоянных зложелателей-совопросников: книжников и фарисеев.

По свидетельству евангелиста Иоанна, Мария была та, которая помазала Господа драгоценным миром и отерла ноги Его волосами своими – в знак величайшей любви и благодарности. Это произошло незадолго до крестных страданий Христа, и этому предшествовало чудо, подобного которому не бывало в истории человечества.

Однажды Лазарь тяжело заболел. Сестры послали сообщить Христу печальную весть: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Но Иисус не поспешил в Вифанию, а еще два дня оставался на месте, сказав: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий»…

Почему Христос так поступил? Он же любил это семейство: и Марфу, и Марию, и Лазаря! Но Иисус Сам знал, что хотел сделать, а всем остальным это было неведомо. И вот Лазарь умер, и Господь отправляется в Вифанию с учениками, чтобы «разбудить» мертвеца, чтобы вырвать друга из лап смерти.

Первой встретила Христа деятельная Марфа, которая сказала Иисусу: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Она еще не уверовала до конца, что Иисус – Мессия, который может воскресить умершего, и когда Иисус говорит: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».

Иисус же ждет от Марфы проявления ее веры, говоря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?», на что Марфа уже отвечает открытым исповеданием: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

После Марфа тайно позвала Марию, сестру свою, говоря: «Учитель здесь и зовет тебя». И Мария с плачем говорит Христу те же слова, что и Марфа: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Видимо, сестры в эти скорбные дни не раз говорили о том, что Христос мог исцелить их брата, если бы находился рядом.

И вот Иисус приходит к гробу, в котором уже четыре дня лежит мертвый Лазарь. В Палестине был жаркий климат, и покойников там хоронили в день смерти, ибо они быстро разлагались. И когда Христос сказал: «Отнимите камень», Марфа засомневалась, говоря: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На что Спаситель ответил: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?».

И дальше происходит невероятное чудо! Когда камень убрали от пещеры, Иисус возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». И воззвал Христос громким голосом: «Лазарь! иди вон». И умерший воскрес! Обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с лицом, обвязанным платком, Лазарь вышел из гроба.

«Развяжите его, пусть идет!» – сказал Иисус. И многие уверовали в Господа, увидев это великое, небывалое чудо! Но первосвященники и фарисеи еще больше озлобились и решили Спасителя убить, и стали искать удобный случай…

Воскресение Лазаря стало прообразом Воскресения Христова, это чудо Христос совершил перед тем, как выйти на путь своих крестных страданий, взойти на Голгофу.

Известно, что после своего чудесного воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет. По преданию, он удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками, и был епископом на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. Всю свою жизнь Лазарь сохранял строгое воздержание и молчал.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в город Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря. Часть мощей находится в городе Ларнаки, там находится храм, посвященный Лазарю

Воскрешение четырехдневного Лазаря – это одно из самых великих чудес Господа, это доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Именно это событие, как мы знаем, потрясло весь народ, и на следующий день все будут славить Господа, когда Он на осленке будет входить в город Иерусалим, незадолго до Своих крестных страданий.

Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, глас 4

Я́ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.

Перевод: Как великое сокровище и богатство, которое невозможно украсть, к нам пришел ты с Кипра, Лазарь, Божиим Промыслом и повелением благочестивого царя, подавая почитающим тебя дары исцелений, избавляя от несчастий и от всяческих бедствий, с верой взывающих к тебе: «Спаси всех молитвами своими, Лазарь, отче наш».

Кондак праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому , глас 8

Взы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.

Перевод: Как преяркая звезда восходит на небе, так появились с Кипра почитаемые мощи твои, Лазарь, освящающие царствующий город [Константинополь], радующие преданного Христу царя и всех верующих обогащающие, подающие через тебя благодать исцеления, с верою призывающим тебя: «Радуйся Лазарь, друг Божий».

Молитва праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому

О, зело́ преди́вный и изря́дный дру́же Христо́в святы́й пра́ведный Ла́зарю, Вифа́нии похвало́ и всей вселе́нней превели́кое удивле́ние! Благослове́н дом твой, его́же Госпо́дь наш Иису́с Христо́с во днех пло́ти Своея́ с любо́вию посеща́ше, ви́дя ве́ру и добро́ту души́ твоея́ и боголюби́вых сесте́р твои́х Ма́рфы и Мари́и, зане́ ты возлюби́л еси́ Его́ всем се́рдцем твои́м, все́ю душе́ю твое́ю, все́ю мы́слию твое́ю и Тем до конца́ возлю́блен был еси́. Ди́вны та́йны твоя́, на тебе́ Боже́ственным Дру́гом твои́м и Го́сподом на́шим явле́нныя, я́ко изво́лися Ему́ пре́жде Креста́ Своего́ и Воскресе́ния показа́ти на тебе́ всему́ ми́ру сла́ву Свою́ и сотвори́ти тя предвозве́стника пресве́тлаго Своего́ из ме́ртвых тридне́внаго Воскресе́ния. Сего́ ра́ди Той, я́ко Влады́ка живота́ и сме́рти, попусти́ тебе́ сме́ртным сном усну́ти, и погребе́ну бы́ти, и да́же до а́довых глуби́н сни́ти, иде́же ты узре́л еси́ су́щия от ве́ка уме́ршыя во мно́жестве неисче́тном а́довыми у́зами содержи́мыя, и стра́шные стра́хи ви́дел еси́. И та́мо, егда́ те́ло твое́ возсмерде́нию сме́ртному уже́ предаде́ся, по четыре́х днех ты услы́шал еси́ Боже́ственный глас Дру́га твоего́, на гроб твой прише́дшаго: “Ла́заре, гряди́ вон!” И по гла́су сему́ ты а́бие из гро́ба возста́л еси́ и та́ко Вифа́нию возвесели́л еси́ и Ма́рфины и Мари́ины сле́зы утоли́л еси́, фарисе́и же и кни́жники, в ожесточе́нии серде́ц су́щих устраши́л еси́. Утоли́ же, святы́й дру́же Христо́в, и на́ши сле́зы, грех ра́ди на́ших пролива́емии, оживотвори́ на́ши ду́ши и телеса́, в возсмерде́нии страсте́й и нечисто́т грехо́вных су́щии, воздви́гни нас из гро́ба отчая́ния и лю́таго уны́ния, всех же нас изба́ви от ве́чныя сме́рти, я́коже и тебе́ Госпо́дь наш возста́ви от успе́ния сме́ртнаго. И умоли́ ми́лостиваго Бо́га, да сподо́бит нас прича́стницы бы́ти ве́чныя жи́зни, е́юже и ты по труде́х святи́тельства на о́строве Кри́тстем сам ны́не наслажда́ешися во оби́телех ра́йских, прославля́юще Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Митрополит Антоний Сурожский
Воскрешение праведного Лазаря

«И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла-заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.

И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер-ковь празднует это Воскресение не только как победу Само¬го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме¬рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.

Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер¬ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе¬мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы¬ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те¬ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу¬чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни¬какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч¬ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са¬мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих.

Аминь.

Материал подготовила Римма Кныш



 

Новости сайта

08 Октября 2010
 Какие вопросы волнуют людей? Возможно, Вы сами хотите задать вопрос священнику Свято-Георгиевского храма. Тогда Вам сюда...
08 Октября 2010
 О прошлом и настоящем в фотографиях. Возможно и Вы были участником тех событий. Смотрите в разделе "Фотоальбом".
08 Октября 2010
 Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на улице в честь легендарного полководца Георгия Жукова. Читайте здесь, это интересно.
08 Октября 2010
 Колокола нашего храма первым опробовал Владимир Петровский - лучший звонарь России. Читайте в разделе "СМИ о Храме".
08 Октября 2010
 Посмотреть на наш Храм с космической орбиты? Это возможно, в разделе "Адресная информация".

Я хочу помочь Храму

Братья и сестры!

В весенне-летний период планируется осущест-вить благоустройство территории построенного Церковно-причтового дома с воскресной школой храма. Проектом благоустройства предусмотрены зеленые насаждения, "альпийская горка", водопад с прудом и детская площадка. Для реализации данного проекта необходимо более двух миллионов рублей.

Вы можете перечислить средства на счет Храма (банковские реквизиты). Также можно оставить пожертвования в церковной кружке Свято-Георгиевского храма. Сердечно благодарим Вас за желание помочь в строительстве Храма!

Адресная информация

Местная православная религиозная организация Прихода храма в честь святого Великомученика Георгия г. Челябинска

 

  • Адрес: 454047, г. Челябинск, ул. Жукова, 30 (Металлургический район)
  • Регистратура Храма: (351) 270-74-84
  • Настоятель: (351) 225-47-40
  • E-mail: info@georgy74.ru
  • Посмотреть схему проезда
  • Посмотреть на Храм из космоса
  • Проезд до Храма городским транспортом
  • Задать вопрос
  • Юридические реквизиты
  • Группа в ВКонтакте

 

Подробная информация ...

Вы находитесь здесь :  Будни и праздники Жизнь Храма Последние события Лазарева суббота. Воскресение Лазаря Четырехдневного, друга Божия – прообраз Воскресенья Христова.