Страница 1 - Вход Господень в Иерусалим. «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!». |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
В 6-е воскресенье Великого поста, последнее перед Пасхой, Церковь торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. В Свято-Георгиевском храме Челябинска состоялась праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Сегодня верующие несут в храм многочисленные букетики вербы. Во время окропления святой водой люди с воодушевлением поднимают их вверх, словно знаменосцы – свои победные флаги. Это выражение и радости, и благодарности Богу за Его великую и спасительную Жертву.
Верба – главный символ праздника Вход Господень в Иерусалим, который в народе называют Вербным воскресеньем. В Иерусалиме, почти две тысячи лет назад, народ торжественно встречал Христа Спасителя с пальмовыми ветвями, на Руси же принято в праздник приходить в православные храмы с вербами, которые благоговейно потом хранятся в домах, как напоминание о великом событии.
В этот день Церковь облачается в изумрудно-зеленые ризы, что символизирует вечно обновляющуюся природу, всепобеждающую духовную весну – так называют Великий пост, предшествующий Пасхе. Настроение у верующих благоговейное и радостное. Совсем немного осталось до Пасхи! Очень много сегодня причастников Святых Христовых Тайн, многие люди готовились к Евхаристии постом и молитвой.
После причастия и благодарственных молитв настоятель церкви, отец Владимир, произнес замечательную проповедь, посвященную празднику. Священник отметил, что это событие и радостное, и трагичное одновременно, оно дает повод глубоко задуматься о состоянии своей души, о цели нашей духовной жизни.
- Сегодня Церковь празднует одно из самых главных событий земной жизни Христа – торжественный Вход в город Иерусалим, – напоминает отец Владимир. – Всего за четыре дня до распятия Господь наш Иисус Христос торжественно въезжает в этот город, чтобы вскоре претерпеть здесь крестные страдания. Он едет верхом не на боевом коне, как земной царь-завоеватель, а на мирном осленке, на которого ещё никто из людей не садился. Так Господь показывает всем, что Его Царство – не земное, а Небесное.
Перед этим Господь воскресил в Вифании своего друга Лазаря. Это было самое великое чудо, подобного никто и никогда не совершал! Христос воскресил умершего человека через четыре дня после смерти, когда тот уже начал разлагаться. И весть об этом чуде быстро разнеслась по всей Иудее, по всему Иерусалиму. Это так потрясло народ, что очень многие люди уверовали в Христа. И поэтому простой народ встречал Господа при входе Его в Иерусалим с великим ликованием и радостью, размахивая пальмовыми ветвями, постилая наземь одежду и ветки на Его пути, с возгласами: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!».
Весь город пришел в движение, даже дети радостно восклицали «Осанна Сыну Давидову!», и только враги Христа с завистью, злобно негодовали, видя это всенародное ликование. Это событие ярко описывается в Евангелии от Матфея и Евангелии от Иоанна, которые читались вчера и сегодня, во время праздничных богослужений.
По свидетельству ученых, в те времена перед иудейской Пасхой в Иерусалиме собирались евреи из разных стран, и в эти дни совершалось до 250 тысяч жертвоприношений. И вот это огромное количество людей торжественно встречает Христа, как всесильного земного царя.
Почему народ так торжествует? Потому что верит, что идет долгожданный Мессия – великий чудотворец и правитель, который освободит Израиль от римской оккупации, который изгонит врагов и установит земное благоденствие для всего еврейского народа. Но Господь смотрит на все происходящее с глубокой печалью, ибо знает все непостоянство народа, скорого и на восторг, и на злобу, и на предательство. Он знает: они хотят видеть в Нем лишь земного царя, а Небесный Царь им совсем не нужен! И уже через четыре дня эти же люди, которые сейчас размахивают пальмовыми ветвями и кричат «Осанна!», в ярости будут кричать Пилату: «Распни, распни Его!» и скажут страшные слова: «Его кровь на нас и детях наших».
Господь не раз возвещал своим ученикам, что первосвященники, фарисеи и книжники отвергнут и осудят Его, поругаются над Ним и предадут на страшные мучения, на крестные страдания. И все же Христос осознанно идет «на вольную страсть», добровольно вступает на страшный и мучительный крестный путь. Поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим – и радостный, и трагичный одновременно.
Поистине, это «праздник со слезами на глазах». Господь пришел в этот мир, чтобы пострадать ради людей, чтобы умереть и воскреснуть, и так спасти человека. Когда-то Бог даровал людям бессмертие, но человек нарушил одну-единственную заповедь, вкусив плод от древа познания добра и зла, и в мир вошла смерть, поразившая весь род человеческий. Но милосердный Господь дал нам возможность вновь стать бессмертными, вкушая от древа жизни – причащением Святых Христовых Тайн.
Как сказано в Евангелии от Иоанна, «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». И мы верим в это, держа в руках ветви вербы, знаменующие победу Господа над смертью, и мы надеемся на преображение, обновление, воскресение и спасение нашей души.
Но неверно ожидать от Бога лишь здоровья и благополучия, иных земных благ, как это делали иудеи. Главное – всегда быть с Богом, в любых жизненных обстоятельствах. Нужно стремиться, чтобы Бог был в нашем сердце каждый день и каждый миг нашей жизни, чтобы мы искали встречи с Богом всегда, и тогда Он будет воскрешать и преображать нас, чтобы мы были с Ним и после смерти, в вечной жизни, в Царстве Небесном.
Перед опустом отец Владимир поздравил всех с праздником Вход Господень в Иерусалим, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Батюшка рассказал о расписании на предстоящую Страстную седмицу, и пригласил всех желающих на освящение новой мозаичной иконы Христа-Спасителя на церковно-причтовом доме (об этом мы расскажем отдельно).
Духовные поучения
Протоиерей Валентин Амфитеатров
В Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
В Иерусалиме и его окрестностях совершалось в одну из предпасхальных недель странное явление. Из уст в уста передавались чудные рассказы про Иисуса из Галилеи. Рассказывали, как Он учил и как уроки Его смягчали, преобразовывали человеческую душу, как Он жил и действовал. Массы людей были свидетелями и непосредственными участниками такого преобразования: неисцельно больные выздоравливали, прокаженные очищались, грубые, самолюбивые, жестокие душой изменялись в кротких, смиренных и добрых.
Известия об Иисусе были одни из тех, что массы людей чувствовали в Нем Чудотворца, имевшего силу воскрешать телесно и духовно, Спасителя. Миллионная масса горела нетерпением торжественно встретить Иисуса в Иерусалиме и своими задушевными восторгами положить начало благоговению и любви к Господу, признать в Нем ожидаемого Мессию и отдать Ему свои душу и сердце.
Такое восторженное настроение миллионных народных веселых масс приводило в восхищение двенадцать учеников Спасителя. Их радость была неудержима. Им казалось несомненным, что настало теперь не для них только, но и для целого мира бесконечное счастье. Взоры учеников обращались на Иисуса. Ученикам хотелось, чтобы их Учитель был так же настроен, как и они.
Но взоры Господа были кротки и речи сдержанны. При общем ликовании Спаситель вдруг произнес: вот мы входим в Иерусалим. Здесь предан будет Сын Человеческий; и осудят Его на смерть, и предадят Его народу на поругание, и биение, и пропятие (Мф.20:18,19). Слова Спасителя для находившихся в радостнейшем настроении учеников Его были неожиданны, как гроза среди безоблачного, ясного, теплого дня. Однако они уразумели в них тяжелую правду.
В этих словах заключался еще и такой смысл: во- первых, Спаситель желал, чтобы ученики поняли, что вслед за восклицаниями народными наступят дни тяжкого искушения и для Иисуса, и для истинно Его любящих; во-вторых, что вообще восторженное состояние человека есть явление непостоянное, и, в-третьих, Спаситель указывал верный путь к постоянно радостному настроению, даже в дни страха и ужаса. Приведенные слова Спасителя внушали им с осторожностью отдаваться восторгу и с тем вместе давали поучение, как быть и что делать в наступающие дни.
Гул народных масс встретил Иисуса восклицаниями: «Осанна!» Старики и дети, женщины и мужчины с пальмами в руках слили в одно целое свои голоса. Их веселые клики, как живой, громкий колокол, возвещали вступление в царствующий город Царя царствующих. Этот живой колокол не вызвал в Спасителе чувства одобрения. В этом громогласном, суетливом выражении восторга не было проявления глубокого чувства – одна торжественная, нарядная внешность. Слава Божия только выкрикивалась звуками голосистой массы и, не затрагивая ее сердец, тут же исчезала. В торжественной встрече Спасителя был праздник праздного народа, но не заявления искренней веры. В этой торжественной обстановке не было совсем внутреннего побуждения.
Народ, как стая очарованных, шумел, ликовал. Как было во встрече Спасителя, так бывает и часто с людьми. Народная слава, общественный почет – это блистательный фейерверк, от которого через несколько минут остается только смрадный пепел. Это весенний прилив половодья, влекущий за собой изобилие вод, где волны стремятся обогнать и потопить одна другую. Подобные явления не прочны.
Потому-то Спаситель и остерегает Своих последователей всех времен быть осторожными при принятии за истину мнения общества о чем бы то ни было. Общественное мнение – волна, напирающая и уносящаяся. Нынче она в нашу пользу, а завтра против нас. Человек должен руководствоваться не общественным мнением, а заповедями и законом Божиим, не преходящими и не изменяющимися.
Не замедлило исполниться на Иисусе Христе все непостоянство общественного мнения. Еще не увяли на дороге разбросанные пальмы, по которым шествовали святые стопы Богочеловека, как уже колокол возбужденного ликования в народе замер. Вместо радостного клика, вместо веселых разговоров является раздражение, гнев, начинаются мечтательные затеи; вместо слов: «Он Чудотворец и Учитель» – те же уста повторяли: «Он развратитель и возмутитель»; вместо слов: «Господь» – те же уста кричали: «Он злодей!»; вместо слов: «Осанна» – слова: «Распни»; вместо престола – голгофская казнь.
Так после торжественного дня настают дни тяжких скорбей, страданий и, наконец, крестная смерть Христа Спасителя. Спутников Господа теперь мало: остались верными и дружественными единицы. Все же прочие отступились, отверглись, изменили, и даже отреклись лучшие, излюбленные Спасителем люди.
События дали урок ясный: быть верным в дружбе, не покидать человека в беде и напастях. Только в печальные дни познаются достоинства и дружбы, и любви. Евангельским событием освящены эти великие связи человечества. Закрепляются они не шумно, не крикливо, не возбужденно, но тихо и скромно, подобно тому, как воспламеняется искоркой тихий, лучезарный свет чистой свечи, озаряющей ночную тьму.
Не восхитившись торжественной встречей, сделанной Ему в Иерусалиме, Спаситель благосклонно остановил Свое внимание только на детях, на младенцах, вещавших Ему: «Осанна». Этим Он указал, какой восторг соответствует достоинству человека. Восторг есть выражение чистого, безупречного, живого, беззлобного сердца. Всем людям, однако, без различия возраста, влагается в душу этот Божественный дар.
Но не только восторг, но даже сердечная радость невозможна для весьма многих людей. Невозможна она для людей ленивых и нерадивых: отдых сладок и приятен только после тяжелого труда, как ощущение удовольствия здоровьем естественно после боли. Невозможна сердечная радость для людей нетерпеливых, раздражительных, недоброжелательных, завистливых и памятозлобных. Светлый лик утешения и любви для них затуманивается вдруг. Такие люди готовы разбить драгоценную вазу по одному только капризу, что из нее берут цветы и другие люди. Не полно чувство радости для всех людей, одержимых разнообразнейшими страстями, настолько, что они властны разрушить даже наши семейные связи и отнять у любящей души сына, мать, друга и подругу.
Но Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно – последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его, убеждает апостол Петр (1Пет.2:21).
Теперь наступает Страстная неделя. Пусть каждый из нас приблизится к страждущему Спасителю, пусть каждый из нас Ему сопутствует шаг за шагом до конца крестной дороги, и тогда путь нашей жизни исправится. Сердце наше, испытанное страданием и скорбью, умилится.
Итак, в наступающую неделю, христиане, устремим свои взоры на Господа; с плачущими женами иерусалимскими будем взирать, как Он, Господь неба и земли, за наши грехи осуждается на смерть, несет Крест и изнемогает под бременем Креста. Понесем Его Крест. Слушая Евангелие на Страстной неделе, постараемся проникнуться безмерным величием страданий и заслуг Сына Божия; мы будем внимать кроткому, любящему голосу, призывающему к радости всех, всех – к радости блаженных упований, ко спасению. Пред страстями Христовыми всем достанет места: и мытарям, и блудницам, и разбойникам…
Если бы это случилось, тогда действительно мы могли бы чистым сердцем праздновать Пресветлое Воскресение Господа и воскресение своих душ, умерщвленных страстями и грехами! Отправимся, кто хочет, в путь за приобретением небесных утешений и радостей; все отправимся по крестной дороге, кому нужно освободиться от подавляющей пошлости. С нами на этом пути, не забудьте, будет Христос, страдающий и сострадающий. Аминь.
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)
Ин тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 4
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак на Вход Господень в Иерусалим, глас 6
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Молитва на Вход Господень в Иерусалим
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м! И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́. И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание на Вход Господень в Иерусалим
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая С 29 апреля по 4 мая у православных христиан Страстная седмица |
Следующая >> Лазарева суббота. Воскресение Лазаря Четырехдневного, друга Божия – пр... |
Еще статьи... |