6 августа православные христиане почтили память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, сыновей святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Они были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами.
Образ святых братьев-мучеников Бориса и Глеба, убитых в 1015 году, оказал огромное влияние на становление Руси как единого государства. Сыновья великого князя Владимира показали миру пример необычайного благородства, благочестия, мужества и жертвенной христианской любви, когда во имя заповеди Божьей приносится в жертву бесценный дар – сама жизнь. Их примером вдохновлялись многие поколения православных христиан, как правителей, так и простых людей.
В день памяти святых Бориса и Глеба в Свято-Георгиевском храме Челябинска совершена праздничная Божественная литургия. Во время богослужения читался отрывок из Евангелия от Иоанна, где напоминается главная заповедь Христа – любить друг друга, несмотря на все гонения и ненависть мира. Господь говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». Христос предостерегает, что «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу».
Святым благоверным князьям Борису и Глебу посвящен и глубоко назидательный отрывок из апостольского чтения этого дня. Святой апостол Павел в послании римлянам говорит такие слова: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
Святые благоверные князья Борис и Глеб всей своей жизнью и мученической кончиной подтвердили эти боговдохновенные слова! Их мужество, их пример очень важны для нас, особенно в связи с известными событиями последних лет на просторах русской земли. Мы должны помнить: подлинная, жертвенная, божественная Любовь сильнее всякой ненависти, вражды и предательства. Только Любовь Христова победит ненависть и рознь века сего, только Любовь Христова является светом для человека и помогает ему спастись, да и не только отдельному человеку – целым народам.
Как мы знаем из жития, святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении – Роман и Давид) были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев, Борис, получил хорошее образование, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Он горячо стремился подражать подвигам Божиих угодников и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом Борисом и желал посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца, святого равноапостольного великого князя Владимира.
При жизни отца святой Борис получил в удел Ростов и управлял своим княжеством мудро и кротко, заботясь об утверждении православной веры и благочестия среди подданных. Молодой князь прославился и как храбрый, искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.
Когда князь Владимир умер, его старший сын Святополк объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис тогда возвращался из похода, так и не встретив печенегов. Он сильно огорчился, узнав о смерти отца. Дружина уговаривала князя пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц, жестокая расправа свершилась на берегу реки Альты. А после коварно умертвили и святого князя Глеба, который правил Муромом. Спустя несколько лет их нетленные останки были найдены и с почестями погребены, от них совершались исцеления, в честь святых был воздвигнут храм.
Современному человеку иногда трудно понять: в чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой же смысл был в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» - сказал апостол Иоанн Богослов в одном из своих посланий.
Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка Окаянного. Тот бежал в Польшу и нигде не находил себе покоя и пристанища. Даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после кончины, составил ее святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII - XIX веков. На Руси в честь святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба построено очень много храмов. Эти святые неустанно напоминают нам о главных заповедях Христа – прежде всего любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Только живя по Божьим заповедям, мы имеем надежду достичь Царства Небесного и быть с Богом, о чём и молим поминаемых святых: «Святые благоверные князья Борис и Глеб, молите Бога о нас!».
Святые страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были первыми канонизированными русскими святыми, Их память празднуется 2 раза в году: 2/15 мая, в день перенесения мощей, 24 июля / 6 августа, в день убиения князя Бориса на реке Льте. Отдельно совершается память князя Глеба в день его убиения 5/18 сентября.
Житие свв. Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида
Статьи о святых братьях
- Александр Ужанков. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий
- Александр Ужанков. О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба
- А. В. Назаренко. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
Борисоглебские храмы и монастыри
- Людмила Данилова. «Здесь спасешься». К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба
- Елена Лебедева. Храм во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот
- Елена Лебедева. Московская церковь святых Бориса и Глеба на Поварской
Подвиг страстотерпчества
- В чем смысл страстотерпчества . Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба
- Иеромонах Иов (Гумеров). В чем различие между страстотерпцем и мучеником?
<< Предыдущая Память святого великомученика и целителя Пантелеимона. Вера и преданн... |
Следующая >> Память преподобного Серафима Саровского. Главная цель христианской жиз... |
Еще статьи... |