24 июля православные христиане почтили память святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, в святом крещении Елены (969). В праздничный день в Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена Божественная литургия.
Спустя 140 лет после кончины княгини Ольги древнерусский летописец писал о первой русской святой: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
«Корень православия»…«Начальница веры»…Так на протяжении веков называют святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая была бабушкой святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси, прозванного в русском народе «Красным солнышком».
Княгиня Ольга приняла христианство первой из русских правителей, в период около 957 года – за три десятилетия до Крещения Руси ее внуком князем Владимиром, на которого Ольга оказала огромное духовное влияние.
Великая княгиня и Великий князь Киевский – Ольга и Владимир Креститель – стоят рядом в истории Руси, и не только как родственники, но и как два святителя, именуемые церковью равноапостольными – за свои деяния по христианизации наших земель.
24 июля (11-го по старому стилю.) 969 года – день кончины святой равноапостольной княгини Ольги – личности, связующей воедино земли Древней Руси. День памяти ее внука, святого равноапостольного князя Владимира, отстоит в 5 днях – 28 июля; и ныне вся наша Земля Русская – Великая, Малая и Белая – празднует в этот день Крещение Руси.
Примечательно, что крещение Ольги совершалось в Византийской столице, в городе Константинополе, в великолепном храме Святой Софии. Это судьбоносное событие было ознаменовано пророческими словами крестившего ее патриарха: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены – матери императора Константина Великого, в свое время много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.
Подобно своей небесной покровительнице, княгиня Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В житии княгини встречаются неточности и загадки, но есть и достоверно известные факты.
Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом, Киевским князем Игорем. Спустя некоторое время они поженились, однако брак этот был недолгим – вскоре Игорь был убит древлянами. Княгиня Ольга жестоко отомстила за убийство мужа и больше никогда не выходила замуж. Она жила благочестивой жизнью, растила сына Святослава и укрепляла великокняжескую власть на Русской земле.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ...Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Русь росла и укреплялась, строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени княгини Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Выстроены богатырские заставы, укрепилось войско. Русь становилась великой державой, чужеземцы спешили сюда торговать, а кто-то поступал на службу.
Как мудрая правительница, Ольга видела, что недостаточно забот о государственной и хозяйственной жизни – необходимо заняться и устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга поручила Киев подросшему сыну и отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением»: оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.
«Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествуется в житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.
На одном из приемов русской княгине поднесли золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе…
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.
Житие
- Святитель Димитрий Ростовский. Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены
Проповеди
- Святитель Иоанн (Максимович). Святые Евфимия и Ольга
- Протоиерей Александр Шаргунов. «Величаваго диавола из России прогнала еси»
Статьи
- Александр Парменов. «Взятие Царьграда» княгиней Ольгой
- Станислав Минаков. В Выбутах у княгини Ольги
- Священник Сергий Бегиян. Святая Ольга и мы
- Наши современницы о святой равноапостольной княгине Ольге. Начальница веры
- Сергей Комаров. Святая Ольга и двери храма, открытые для нас
- Инокиня Наталья (Каверзнева). Подвиг одной гордой женщины
- Станислав Минаков. Княгиня Ольга – корень русского Православия
- Лариса Маршева, Иоанн Щербенко. Взыскавшая Бога и Творца всяческих (комментарий к тропарю и кондаку праздника равноапостольной княгини Ольги)
<< Предыдущая День крещения Руси. Память святого равноапостольного великого князя Вл... |
Следующая >> 4-я Неделя по святой Пятидесятнице. Память святого преподобного Сергия... |
Еще статьи... |