17 июля православные христиане почтили память святых Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача, убитых в 1918 году в городе Екатеринбурге. В уральской столице прошли традиционные Царские дни. В ночной Божественной литургии принял участие митрополит Челябинский и Миасский Алексий, богослужение совершалось на площади перед Храмом-Памятником на Крови, при многочисленном скоплении народа.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска Божественная литургия совершается утром 17 июля. Молящиеся сугубо помолились святым Царственным страстотерпцам, приложились к их иконе.
В этом году исполнилось 103 года со дня злодейского убийства Царской семьи – последнего российского императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. На иконе они изображены с крестами в руках – символом исповедания Христа, символом мученичества.
Напомним, Николай II отрекся от престола 2 марта (15 марта) 1917 года, вскоре был взят под арест и вместе с семьёй содержался в Царском Селе. Затем последовала ссылка в Тобольск, и после этого – в Екатеринбург. Здесь узники содержались в особняке, который ранее принадлежал инженеру Н.Н. Ипатьеву. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года последний император со всей семьей и четырьмя верными слугами был убит без всякого суда. Расстрельной командой руководил Я.М. Юровский, комендант Ипатьевского дома. Большинство современных историков полагают, что бессудная казнь была санкционирована Лениным и другими большевистскими вожаками. В 1981 году царскую семью причислила к лику святых Русская Православная Церковь Зарубежом, а спустя время, в 2000 году, Царскую семью канонизировали и в России. Русская Православная Церковь совершила прославление царской четы и их пятерых детей в лике страстотерпцев. В 2016 году состоялась канонизация врача Евгения Сергеевича Боткина – одного из слуг, убитых в Ипатьевском доме вместе с Царственными страстотерпцами.
Вот отрывок из интервью с архимандритом Иовом (Гумеровым), который занимался исследованием и составлением житий многих Российских Новомучеников:
«Если мы обратимся к дошедшим до нас документам и воспоминаниям о событиях 2/15 марта 1917 г., то даже сейчас, по прошествии целого столетия, трудно не испытывать боль. Да, это трагедия. Подчиненные государю командующие фронтами, давшие присягу на верность, в ультимативной форме потребовали отречения царя от престола. Вот факты. 2 марта пришли телеграммы от командующих фронтами. Генералы Эверт А.Е. (Западный фронт), Брусилов А.А. (Юго-Западный фронт), Сахаров В.В. (Румынский фронт), командующий Балтийским флотом адмирал Непенин А.И. высказались за отречение. В середине дня генерал Рузский Н.В. вошёл к царю в сопровождении генералов Данилова Ю.Н. и Савича С.С., взяв с собой тексты телеграмм. Николай II попросил генералов высказаться; все они высказались за отречение. В этот же день государь Николай сделал запись в дневнике:
«Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость и обман!»…
О святых наиболее точно могут судить святые. Великий святитель Иоанн (Максимович) сказал:
«Что воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни государю? Она ответила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу сплетни и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но их не допустили. Страшная оставленность царя… Видя это и в надежде, что самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, государь отрекается от престола».
Мироточивая икона царя-страстотерпца
Хочу подробно рассказать об одном из чудес. В начале 1997 года художник Павел Николаевич Тихомиров написал икону царя-страстотерпца. С нее были сделаны цветные литографии. Обладателем одной из них стал московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. 6 сентября 1998 года он был на службе в соборе Сретенского монастыря и во время службы держал образ в полиэтиленовом пакете. От него начало исходить благоухание. Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в его сторону. Когда после службы он достал икону из пакета, благоухание усилилось.
Образ находился в алтаре три недели. Все это время благоухание не прекращалось. В конце 1998 года он стал мироточить. Икона была поставлена в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. В феврале 1999 года ее перенесли в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах, а затем ее начали переносить и в другие храмы Москвы. Сотни прихожан могли наблюдать истечение мира. Когда она находилась в храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, получил благодатное исцеление 87-летний участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Александр Михайлович Вытягов. К тому времени он уже 15 лет был слеп. Его подвели к настоятелю храма отцу Алексию Уминскому, которому он сказал: «Я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий ответил: «По вере вашей и дано будет». Затем накрыл его голову рушником, пропитанным миром. На следующее утро полковник, проснувшись, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!». На его радостный крик прибежали домашние.
Чудотворная икона совершила путешествие по храмам и монастырям. До Архиерейского собора 2000 года она побывала более чем в 20 епархиях. Везде были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения. Происходили также исцеления, свидетельства о которых были собраны.
Чудо в Краснодаре
Приведу еще пример. В 2000 году настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре, протоиерей Александр Игнатов, в иконной лавке Свято-Данилова монастыря приобрел для храма икону царской семьи. В 2002 году после воскресной Божественной литургии одна из церковнослужительниц заметила, что стекло иконы царских мучеников помутнело. Когда открыли киот, то увидели, что икона царских мучеников отпечаталась на внутренней стороне стекла киота вплоть до мельчайших деталей. Подобного рода чудеса хорошо известны православным людям. Сразу же вспоминается чудо, происшедшее в Киеве в Свято-Введенском мужском монастыре в 1993 году: на стекле киота с иконой Божией Матери «Призри на смирение» появился нерукотворный отпечаток. Образ на стекле помещен в отдельный киот. Совершаются чудеса исцелений.
Ученые подтвердили факт изображения на стекле, но объяснить его происхождение не смогли. Икона царственных мучеников, отразившаяся на стекле в Краснодаре, по благословению правящего митрополита Исидора была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской патриархии. Около года она исследовалась в Москве, в Институте криминалистики Федеральной службы безопасности России, экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел России, лаборатории Института общей физики Академии наук России с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые подтвердили факт изображения на стекле иконы, но объяснить его происхождение не смогли. На иконе и на стекле – разное вещество…
Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:
«Он был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу, он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и принял смерть так, как принимали ее мученики»…
Государь Николай II и его Семья
- Благоверный царь Николай Александрович и его Семья
- Монахиня Нина (Крыгина). «Царская семья – идеал христианской семьи»
- Царская Семья
- Епископ Василий (Родзянко). О царской семье
- Протоиерей Артемий Владимиров. Царственные страстотерпцы (+ВИДЕО)
- Иеросхимонах Валентин (Гуревич). Царская семья
- Протоиерей Андрей Филлипс. «Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным» . Ответы православного англичанина на недоуменные вопросы о святом императоре Николае II
- Владимир Легойда. Любовь выше смерти. Николай и Александра
- Семейная переписка царственных страстотерпцев
- Анастасия Савчук. Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе
- Анастасия Савчук. Повседневная жизнь Царской семьи в Тобольске
- Марина Кравцова. Святые дети . О воспитании детей в царской семье
- Андрей Мановцев. Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик
- Юлия Комлева. Короткая, пронзительная жизнь... Цесаревич Алексей не дожил нескольких недель до своего 14-летия
Убийство Царской Семьи
- Протоиерей Александр Шаргунов. Убийство Помазанника Божия
- Архиепископ Аверкий (Таушев). Религиозно-мистический смысл убиения царской семьи
- Диакон Владимир Василик. Кто убил Государя?
Проповеди
- Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). Сила праведника . Слово в день памяти святых Царственных страстотерпцев
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). Проповедь в день праведного Иова Многострадального, день рождения императора Николая II
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). Снятие пятой печати . Слово в день памяти святых Царственных страстотерпцев
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). В чем их святость . Слово в день памяти святых Царственных страстотерпцев
- Иеромонах Иов (Гумеров). Слово в день памяти святых Царственных Страстотерпцев
Правление святого Государя Николая II
- Протоиерей Александр Шаргунов. Макиавелли и святой Государь Николай II
- Историк Петр Мультатули: «Император Николай Второй – исключительная личность в истории России»
- Петр Мультатули. Русских царей украшение
- Александр Музафаров. Виноват ли Государь в революции 1917 года?
- Андрей Мановцев. Венчание на царство Николая II: не только ходынская трагедия
- Артемий Ермаков. Глупость или измена?
- Николай Леонов, Сергей Ольденбург. Итоги
- Владимир Невярович. Революции и бесоодержимость
- Виктор Фомин. Убогий Серафим и многострадальный Николай
- Юлия Комлева. Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II
- Царь-мученик
- Митрополит Калужский и Боровский Климент. «Николай II не хотел покидать Россию»
- Виктор Аксючиц. О реабилитации императора Николая II и его семьи
- Священник Николай Булгаков. В чем победа, а в чем поражение? Памяти святых Царственных страстотерпцев
- Протоиерей Александр Шаргунов. Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола
Государь Николай II и его окружение
- Оксана Гаркавенко. Сохранившие верность
- Наталья Стукова. Претерпевшие до конца . О преданных слугах Царской Семьи
- Диакон Георгий Малков. В безбожном состоянии «черни» . К очередной годовщине убиения великих страстотерпцев Русской земли
- Диакон Георгий Малков. О вступлении России на путь мученичества за веру Христову: 1917 год (Заметки накануне очередной годовщины коммунистического злодеяния – убиения великих страстотерпцев земли Российской)
Вопросы священнику
- Иеромонах Иов (Гумеров). Как избавиться от лживых стереотипов в отношении Николая II и его семье?
- Священник Александр Усатов. Как относиться к чину «соборного покаяния» в грехе цареубийства?
Чудеса Царственных мучеников
- Наталия Ганина. Чудо о сухих ветвях
- Летопись почитания святых Царственных Страстотерпцев на Урале: история и современность
Канонизация Царственных страстотерпцев
- Неизвестный император. Беседа с протоиереем Валентином Асмусом
- Основания для канонизации Царской Семьи . Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых
- Протоиерей Александр Шаргунов. Запретная тема: О предстоящей канонизации Царственных мучеников
- Протоиерей Андрей Ткачев. О последнем Государе
- Валерия Михайлова. Царственные страстотерпцы . За что канонизирован император Николай II и его семья?
- Владимир Легойда. За что канонизирован император Николай II?
Фотогалереи, иконография
- Романовы: семейный портрет
- Русский Государь
- Великая княжна Татьяна Николаевна Романова
- Олег Стародубцев. Иконография образа «Царственных страстотерпцев»
Записи богослужений
(использованы материалы с сайта «Православие.ру»)
<< Предыдущая 4-я Неделя по святой Пятидесятнице. Память святого преподобного Сергия... |
Следующая >> Память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла |
Еще статьи... |