14 января православная Церковь празднует два больших праздника, всегда почитаемые в один день: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос принял обрезание, установленное по ветхозаветному закону для всех младенцев мужского пола, в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками.
При совершении обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в день Благовещения Пресвятой Деве Марии, а также святому праведному Иосифу Обручнику. Как повествуется в Евангелии, Ангел являлся ему во сне, сказав такие слова: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Имя «Еммануил» и имя «Иисус» означает одно и то же – «Спаситель».
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, чтобы показать нам послушание, являя пример, как людям следует исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
Вместе с обрезанием Господь получил имя Иисус (Спаситель)– как печать Своего служения делу спасения мира. Эти два события, свершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
Вступив на путь спасения, человек должен стремиться к святости, отсекая от себя все пороки, страсти и грехи, которые мешают нам приблизиться к Царству Небесному, мешают быть с Богом. К великому счастью, у христиан много достойных примеров перед глазами, чтобы стараться им подражать. И один из таких ярких светочей Церкви, ставший для нас путеводной звездой, это святитель Василий Великий, чья память празднуется в день Обрезания Господня.
Василий Великий родился около 330 году в Кесарии Каппадокийской. Интересно, что в семье его было сразу несколько святых угодников Божиих. Так к лику святых причислены мать святителя Василия Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). И сам Василий, ставший одним из вселенских духовных учителей для христиан.
Святитель с детства начал получать блестящее образование. Его отец был адвокатом, под его руководством Василий получил первоначальное образование. Затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святитель Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные на то время знания. Это был необыкновенно талантливый, широко образованный, разносторонний (как сейчас говорят) человек. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Примерно в период около 357 года святой Василий возвратился на родину, в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он принял Крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом. Жажда Богопознания у святителя была очень велика, и в поисках духовного руководителя он много путешествует, посещает Египет, Сирию, Палестину. Затем возвращается в Кесарию и поселяется на берегу реки Ирис.
Вокруг духовного подвижника собрались иноки, и сюда же Василий привлек своего друга, Григория Богослова. Они вместе подвизались в строгом воздержании; жили при тяжелых физических трудах, молились, изучали творения древнейших толкователей Священного Писания, вместе составили сборник «Добротолюбие».
В те времена Церковь Христова особо часто подвергалась гонениям, искушениям, расшатыванию со стороны врагов Христа, еретиков. В царствование Констанция (337–362) распространилось лжеучение Ария, и тогда Церковь призвала к особому служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, в 364 году — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые для православия времена, к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан.
В 370 году Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей святитель Василий поддерживал православных христиан, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
Ариане ненавидели святого, они всюду преследовали святителя Василия, угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года он преставился ко Господу, в возрасте всего 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) высоко оценил заслуги святителя, сказав такие слова: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Святитель Василий Великий помогает христианам вне времени и пространства, во все века и на всех континентах. Будем же почаще молиться ему, чтобы он укрепил нас в вере, умудрил, просветил, защитил и утвердил на пути спасения. Святитель Василий Великий, моли Бога о нас!
О празднике
Проповеди
- Святитель Димитрий Ростовский. Слово в день праздника Обрезания Господня
- Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого
- Митрополит Вениамин (Федченков). День Обрезания Господня – это день Закона Божия
- Архимандрит Иакинф (Унчуляк). Глубина смирения Христова. Слово на Обрезание Господне
- Игумен Никон (Воробьев). Слово на Обрезание Господне
- Протоиерей Артемий Владимиров. Проповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой
- Протоиерей Александр Шаргунов. Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого
Вопросы священнику
- Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое обрезание?
- Иеромонах Иов (Гумеров). Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
- Иеромонах Амвросий (Ермаков). Почему в православии не практикуется обрезание?
Записи богослужений
- Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого
- Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого
- Толкование паремии на Обрезание Господне
<< Предыдущая Преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского... |
Следующая >> Память святого Иосифа Обручника, царя Давида, Иакова – брата Господня ... |
Еще статьи... |