25 января православные христиане отмечают день памяти святой великомученицы Татианы. Святая великомученица Татиана была знатной и красивой римлянкой, которая пострадала за служение Церкви и исповедание Христа во времена жестоких гонений язычников на христиан. Отвергнув все утехи и соблазны мира, она отдала себя служению Церкви, стала диаконисой и проповедницей христианства. Обладая многими знаниями, она многих вывела из тьмы невежества и привела к истинному Богу. А когда ее схватили и судили, бесстрашно отказалась принести жертву языческим богам, хотя бы и мнимую. Когда один из мучителей уговаривал св. Татиану, после многих пыток, хотя бы назвать Юпитера богом, великомученица ответила: «Я называю его идолом скверным и непотребным – делай со мной, что хочешь, но меня ты ему кланяться не заставишь, ибо со мной мой Господь – Иисус Христос». Сказав это, исповедница Христа пошла на лютые муки! Какой достойный пример для нас, кто часто уподобляется язычникам, поклоняясь материальным ценностям – идолам наших дней!
В Свято-Георгиевском храме, как и в других православных церквях, помянули святую великомученицу Татиану на Божественной литургии. Настоятель храма протоиерей Владимир Воскресенский поздравил всех прихожанок, носящих это имя, с днем тезоименитства. Также было прочитано вслух послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, отмечаемом в 2015 году.
«В нынешнем году вся Церковь Русская, а вместе с ней и весь православный мир отмечают тысячелетие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, – напоминает Святейший Патриарх. – Что же принес нам сей муж? Почему спустя многие столетия мы столь торжественно совершаем его память? Суть подвига князя замечательно выразил в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» святитель Киевский Иларион. «Все страны, и города, и народы, — пишет он, — чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей… великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира». Его мудрый выбор изменил весь ход нашей истории, ибо Он принес нам весть о Спасителе мира Христе — Немеркнущем Солнце Правды, озаряющем Своим Божественным светом человеческое бытие. Благодаря равноапостольному Владимиру наш народ оказался под покровом усердной Заступницы и скорой Помощницы — Пречистой Девы Богородицы, простирающей над землей нашей свой честной омофор. Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное.
Восприняв веру из Восточной Римской Империи — Византии, Русь в полной мере приобщилась и к Божественному Откровению, и к величайшей культурной традиции своего времени, творчески восприняв и развив ее. Подобно равноапостольному царю Константину, князь Владимир не побоялся пойти наперекор воззрениям своей дружины и бояр — правящего класса Древней Руси, связывавшего языческие культы с властью, богатством, плодородием. Не устрашился он и гнева толпы, подстрекаемой жрецами и готовой совершать кровавые жертвоприношения. Как Моисей, услышавший призыв Господа «Выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3:10), князь Владимир вывел Русь из языческого плена и поставил на светлую стезю исповедания Христа как Бога и Спасителя. Сей равноапостольный муж стал одним из тех, кто олицетворяет православный идеал праведной власти, руководствующейся подлинными ценностями, направляющей человека и общество к Богу, к жизни по Его заповедям. Креститель Руси, как мы знаем, заботился не только о благочестии новопросвещенного народа, но и о его образовании, о помощи нуждающимся.
Святитель Иларион, восхваляя великого князя Киевского, говорит о том, что он «не одного человека обратил от заблуждения идольской лжи, не десятерых, не город, но всю землю эту». Такие слова были произнесены еще в XI веке, когда чудо Крещения Руси произошло совсем недавно. Потом последовали десять столетий нашей христианской истории. За это время Господь явил в народе нашем множество святых, сформировались наша культура и цивилизация. И все то, чем мы живем сейчас, само наше мировоззрение имеет своим основанием судьбоносное решение князя Владимира обратиться к Богу истинному и вслед за собой повести народ.
В Днепровской купели было положено начало новой, Святой Руси, нашему духовному единству. За прошедшие с того времени века предпринимались попытки уничтожить Православие, посеять раздоры и гражданскую смуту среди наших народов, увлечь людей ложными идеями, обещаниями скорого земного счастья и материального благополучия. Но по милости Господней Святая Русь доныне живет в наших сердцах, ибо народы наши по сей день имеют единую веру и Церковь, общие святыни, бесчисленные образцы христианского подвига и совместную историю.
Сегодня мы тоже переживаем непростое время, когда безрассудные люди пытаются расколоть нас, лишить мира и согласия, посеяв вражду и ненависть между братьями. Такие люди, исходя из сиюминутных настроений и эгоистичных устремлений, принимают опасные решения, имеющие долговременные и порой даже неизгладимые последствия. Люди же мудрые понимают, что их жизнь и добрые поступки могут стать частью Божия замысла о спасении мира. Вот почему они всегда помнят о вечном и простирают свой взор в историю, извлекая из нее уроки и ответы на важнейшие вопросы современности.
Всем нам нужно искать эти ответы, преодолевая негативный информационный шум, создаваемый средствами массовой информации. И найти их мы можем также в примерах великих личностей, оказавших благотворное влияние на развитие наших народов и причисленных Церковью к лику святых. Одним из них является равноапостольный князь Владимир, положивший в основание жизни народов исторической Руси спасительную веру Христову.
Его молитвами да поможет нам Милостивый Человеколюбец Господь непоколебимо стоять в Православии, соблюдая себя, подобно Его апостолам, «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6:6). Аминь».
Прочитав послание Патриарха, отец Владимир уделил внимание и Неделе о Закхее, которая отмечается в этот воскресный день. Эта проповедь особенно важна в связи с тем, что скоро начнется подготовка к Великому посту (Пасха в этом году ранняя - 12 апреля). В сегодняшнем Евангельском чтении рассказывается, как Господь пришел в Иерихон и встретил начальника мытарей Закхея.
Закхей был сборщиком налогов для римской власти, оккупировавшей Израиль, человеком сословия, презираемого соплеменниками. Но и он стремился к Богу! Много слышав о Господе, он очень хотел увидеть Его, но был мал ростом, а Христа всегда окружала толпа. Тогда Закхей проявил сообразительность и, пробежав вперед, по пути следования Христа, забрался на дерево. Он не постеснялся насмешек мальчишек над собой, не побоялся унизиться пред другими: так велико было желание увидеть Господа! И Господь, поравнявшись с деревом, посмотрел на него и сказал: «Закхей, сойди с дерева, сегодня Мне надобно быть у тебя».
Закхей страшно обрадовался. Он даже не ожидал, что сможет принять такого дорогого гостя – Самого Господа в своем доме! Он с почетом принял Его, пригласил в гости других сборщиков налогов, знакомых и родственников. Слушая Христа, он раскаялся в своих грехах, в нем проснулась совесть. Он достал деньги и пообещал исправить содеянное, всем обиженным воздать вчетверо. Так Господь преобразил сердце этого человека! И Господь сказал, увидев эту перемену, что отныне пришло спасение этому дому и Закхей тоже – сын Авраама.
- Сегодняшнее Евангелие дает нам две важные мысли, чтобы задуматься, – продолжает отец Владимир. – Скоро Великий пост, а цель поста – изменить себя. Но измениться мы можем только тогда, когда покаемся, сделаем усилие над собой, изменим себя, свои поступки, свое отношение. Но прежде покаяния необходимо смирить себя – как это сделал Закхей. Представьте только: начальник налоговой инспекции Челябинска взбирается на дерево, и все над ним смеются. Чтобы так поступить, надо действительно не побояться себя унизить. Какое глубочайшее желание увидеть Христа! Закхей победил страх людской. Так и мы, прежде чем покаяться, должны победить страх пред людьми. Иногда человек стесняется помолиться, наложить крестное знамение – это от тщеславия. Святой преподобный Иоанн Лествичник писал: «Тщеславие есть искание одобрение человека при безразличии к суду Божию. Это ненависть к Богу и трусость перед людьми».
- Какие замечательные и точные слова! Почему же с нами не происходить такого изменения и покаяния, как у Закхея? Потому что он прежде смирил себя, а потом уже изменился и раскаялся. А у нас нет такого покаяния, поэтому мы не меняемся, мы часто исповедуем свои грехи – и вновь их совершаем. Нужно так настроить себя, чтобы пост принес нам пользу, нужно раскаяться и изменить себя. Но для этого надо сначала отринуть страх человеческий, чтобы вместо него у нас в душе был страх Божий. Помоги нам в этом, Господи, – заключил отец Владимир.
Это действительно, очень важное напоминание и очень важная проповедь, ведь следующее воскресенье – Неделя о Фарисее, уже подготовительная к Великому посту.
<< Предыдущая Неделя о фарисее и мытаре |
Следующая >> Крещение Господа нашего Иисуса Христа |
Еще статьи... |