Страница 1 - Память святого апостола Фомы |
Страница 2 - Отзывы людей, побывавших в этот день на богослужении |
12 мая православный мир отметил вторую неделю по Пасхе, которая также называется Антипасхой или Неделей Фоминой. В этот день в Свято-Георгиевском храме прошли две Божественные литургии. Во время богослужения вспоминался святой апостол Фома, ему посвящалось чтение Евангелия от Иоанна Богослова. Вместе с иконой Воскресенья Христова в центре храма была выставлена икона апостола. Фомы. Он не сразу поверил в Воскресение Христа, но, поверив, стал самым ревностным из проповедников Благой вести. Апостол Фома нёс свет Евангелия во многие страны мира и был казнён в Индии.
Настоятель храма протоиерей Владимир Воскресенский произнёс удивительную проповедь, приведя свидетельства Воскресения Христова из научных работ, исторических документальных источников. Верующих поразило сказанное, большинство услышало об этом впервые.
Вспомнив евангельское событие воскресного дня, отец Владимир заметил: мы часто подобны неверующему Фоме, хотя Господь даёт нам огромное количество свидетельств о Себе, о Своём Воскресении! Разве не подтверждает Воскресение Христа ежегодное схождение Благодатного огня над гробом Господним? Этот огонь сходит именно на пороге Воскресения Христова, в Великую Субботу – на то место, где Господь лежал во гробе и где Он Воскрес. А Туринская плащаница, на которой запечатлелись все раны Господа? Её называют пятым Евангелием, потому что она также свидетельствует о Воскресении Христа. Учёные не могут понять: каким образом Тело Христа отпечаталось на ткани со всеми ранами? Предполагается, что в момент Воскресения произошёл необыкновенный всплеск энергии, и Господь прошёл сквозь ткань, запечатлев на ней дивные черты Своего тела и даже раны.
И всё же люди пытаются найти другие объяснения чудесам. Многие остаются глухи и слепы, даже если Божьи откровения будут являться им каждый день. Пытливый ум пытается подобно апостолу Фоме сказать: «Пока не увижу, не поверю», но и для пытливого ума оставлено множество интереснейших свидетельств.
Ещё в советские времена академик Белецкий привёл в докладной записке факты, говорящие о Воскресении Христа. Крупнейший знаток римской исторической литературы Петушин нашёл таких свидетельств более 210, а академик Белецкий считает, что их порядка 230. Кроме Благодатного огня, Туринской плащаницы и Святого Евангелия, есть ещё и исторические свидетельства. Воскресение Христа признал в конце жизни Фридрих Энгельс, написав в предисловии одной из книг: «Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые, немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание теперь и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории – о возвращении к жизни Того, Кто был её лишён на Голгофе»…
Каппадокийские источники – это пергаментные свитки иудейского историка Иосифа Флавия, современника Христа. В его работах говорится не только о Господе Иисусе Христе как исторической личности, но и о Воскресении Христа. Флавий, как и все иудеи, относился к Христу крайне отрицательно, но как историк должен был отразить основные события своего времени. Долгое время многие отрицали подлинность текстов Иосифа Флавия и его свидетельств, но находки 2-й и 3-й рукописей историка подтвердили: он признал, что Господь Воскрес.
Одно из свидетельств, принадлежит историку Гермидию, биографу при правителе Иудеи. До самого распятия он считал Христа обманщиком, поэтому по своей инициативе отправился в ночь под воскресенье ко гробу, надеясь убедиться в том, что Господь не воскреснет. Позже он напишет: «Приблизившись ко гробу, мы видели в слабом свете ранней зари стражу гроба. Два человека сидели, остальные лежали на земле. Было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит от движущегося сверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу и над землёй там показался человек как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле, от этого удара находившаяся стража в ужасе вскочила и потом пала. В это время справа от нас по тропинке спускалась женщина. Вдруг она закричала: «Открылось, открылось!». И в этот миг нам стало видно, что, действительно, очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собой поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, оказалось, что там уже нет тела погребённого человека».
Выдающийся врач, сириец Эйшу, лично лечивший Пилата, по его поручению наблюдал, как же всё произойдёт. Он был свидетелем погребения Христа, в субботу дважды осматривал гроб, а вечером пришёл с пятью помощниками, чтобы провести ночь вблизи гроба. Зная о пророчествах относительно Воскресения Христа, медики интересовались этим с точки зрения естествоиспытателей, поэтому тщательно исследовали всё, связанное со Христом и Его смертью. В ночь под воскресенье медики бодрствовали по очереди. С вечера они легли спать, но под утро проснулись и возобновили наблюдение за происходящим в природе. «Все мы – врачи, стража и остальные – были здоровы, бодры, чувствовали себя, как всегда, – пишет Эйшу. – У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и мы увидели это собственными глазами!» – далее следует описание Воскресения.
Один из крупнейших в мире знатоков античности академик Безескул говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими данными с такой несомненностью, как существование Иоанна Грозного и Петра Великого. Если отрицать Воскресение Христа, то нужно отрицать, причём с гораздо большим основанием, существование Пилата, Юлия Цезаря и Нерона».
Продолжая проповедь, отец Владимир привёл ещё несколько интересных фактов. Когда был суд Христа у Понтия Пилата, его жена просила ничего не делать этому праведнику (об этом упоминается в Евангелии). Историк Гермидий пишет, что, уговаривая мужа оставить Христа в живых, Клавдия спросила: «А что ты будешь делать, если, действительно, этот человек – Сын Божий и ты предашь Его, невинного, смерти?», на что Пилат ответил: «Если Он Воскреснет, значит, Он – Бог. Если Он Воскреснет, то я перестану печатать монету с моим изображением». Гермидий свидетельствует: после воскресения Христа все монеты печатались без лика Пилата, и это подтверждают также нумизматы.
Удивительно свидетельство члена синедриона, иудея Маферканта, одно из наиболее ценных и правдивых. Он принимал участие в заговоре против Христа, был казначеем синедриона: именно из его рук Иуда Искариотский получил 30 серебряников. После Воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, и Маферкант был одним из первых членов синедриона, прибывших на место расследования. Он сам убедился, что Воскресение Христа произошло. Ему довелось быть у гроба почти перед самым моментом Воскресения. Заплатив страже деньги, он отправился назад, но не успел отойти далеко, как раздался гром и огромный камень был отброшен от гроба неведомой силой. Возвращаясь, Маферкант ещё успел увидеть исчезающее сияние над гробом. Всё это описано в его сочинении «О правителях Палестины».
В Сицилийской библиотеке есть переписка Клавдии с её подругой. Вспоминая о страшном дне Голгофы, жена Пилата пишет: «Мне казалось, что я теряю рассудок. Я встретила сотника, участвовавшего в казни Иисуса. Этот сотник был ветеран, он был весь седой, был опытный воин с германцами. Никогда более смелое сердце не билось, как у этого человека, но когда я его увидела, он был вне себя и изнемогал от страха. Я хотела спросить его, но он прошёл мимо, повторяя: «Тот, Кого мы убили, действительно Сын Божий». Это свидетельство сотника, который был у Креста.
Но Господь даёт нам не только исторические, но и многие иные свидетельства в нашей жизни. Мы часто чувствуем, что Господь рядом с нами, что Он отвечает на наши молитвы, видим, как много чудес вокруг нас происходит. Так в одном из сёл спилили берёзу и увидели на срезе изображение восьмиконечного креста, сейчас пень хранится в храме.
- Сколько таких чудес Господь являет нам, свидетельствуя о Себе? – продолжает отец Владимир – Сегодня, в Неделю Фомину, мы должны задуматься о том, что часто бываем, как Фома неверующий. Но мы должны быть и такими же ревностными проповедниками Слова Божия, каким стал апостол Фома. По словам Иоанна Златоуста, апостол Фома казался вначале самым слабым в вере, но потом, по благодати Божьей, стал самым ревностным из апостолов и проповедовал по всему миру, среди народов диких. Он стал основателем церквей во многих местах – прежде всего, в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии, где и был казнён.
- Если мы имеем такую же глубокую веру в Христа, в Его Воскресение, то мы точно так же должны проповедовать Христа своими делами, – напомнил отец Владимир. – Чтобы народ видел: да, эти люди живут по-другому, и если их не будет, мир упадёт и разрушится. Вера наша должна выражаться в следовании за Христом, в соблюдении Его заповедей, а если мы не следуем и сознательно согрешаем – мы живём, как неверующие.
Надо жить по вере. Господь, хотя мы часто бываем как Фома неверующий, всё равно нас поддерживает и укрепляет, милует нас, являет нам чудеса. А когда мы будем своими делами свидетельствовать о Христе, то он ещё много крат больше будет свидетельствовать о Себе, и мы будем ощущать Его присутстствие в своем сердце.
- Дай Бог, чтобы сегодняшний праздник, неделя Фомина, был нам как назидание для нашей веры, для нашей жизни христианской, чтобы мы глубоко верили в Воскресшего Господа, соблюдали Его заповеди, следовали Его установлениям, которые важны для спасения нашей души, помоги нам в этом, Господи! – призвал священник.
Завершая проповедь, отец Владимир пригласил прихожан на общегородской Крестный ход, который состоится 24 мая. Настоятель храма призывал забыть все свои дела, потому что такие события – это повод заявить о себе, как о христианах. К сожалению, совсем немного нас на миллионный город, и у всех находятся другие дела. А надо прийти всем – от мала и велика, и тогда это будет живым свидетельством о нашей вере, о Воскресшем Христе.
<< Предыдущая Праздник жён-мироносиц |
Следующая >> Память Георгия Победоносца – престольный праздник храма |
Еще статьи... |