Страница 1 - Неделя о блудном сыне |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
3 марта начинается новая подготовительная неделя перед Великим постом, и называется она Неделей о блудном сыне. В Свято-Георгиевском храме была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.
Название недели связано с читаемым в этот день евангельским отрывком. Святой евангелист Лука передает нам притчу, рассказанную Господом. У одного человека было два сына. И вот младший потребовал у отца надлежащую ему часть имения. Получив её, он отправился в далекую страну, где вскоре всё истратил, живя распутно, и пришел в нищету.
К несчастью, в той стране случился ещё и голод. И блудный сын нанялся пасти свиней у одного хозяина, но продолжал жестоко голодать. Ему не давали есть даже пищу свиней – рожки. И тут несчастный пришел в себя. Он вспомнил, что в доме отца хлеб вдоволь едят даже наемники. Раскаявшись, сын решил вернуться в родительский дом, к отцу, и сказать: «Отче, я согрешил перед небом и пред тобой, и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня хотя бы в число наемников твоих».
Отец издалека увидел младшего сына, возвращающегося домой. Он выбежал ему навстречу, пал на плечо его и стал обнимать со слезами и великой радостью. А когда блудный сын начал каяться, отец не дал договорить. Он приказал слугам принести для сына лучшую одежду, обувь и перстень, распорядился заколоть откормленного теленка и устроить пир.
Когда веселье было в разгаре, вернулся с поля старший сын. Узнав, почему отец устроил пир, он не захотел зайти в дом, чтобы радоваться вместе со всеми. Наоборот, он вызвал отца и упрекнул его, сказав: «Я столько лет служу тебе, но ты не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с моими друзьями. А когда этот твой сын, расточивший имение с блудницами, вернулся, ты заколол откормленного теленка и устроил пир». На что отец ответил: «Сын мой! Все, что мое – твое, а о том надо было радоваться, что брат твой был мертв – и ожил, пропадал – и вернулся».
Как видно из притчи, старший сын осудил и брата своего, которого не хочет называть братом, и отца своего, которого считает несправедливым. Можно сказать, он совершил великий грех, перечеркнул все «заслуги» перед отцом. В его поступке нет ни капли любви или радости, что брат его был мертв и ожил, погибал – и спасен...
Эта притча очень важна и поучительна для христиан. Она всегда вспоминается при подготовке к Великому посту. Именно ей посвятил воскресную проповедь настоятель церкви, отец Владимир. Батюшка отметил, что все три последние воскресенья – Неделя о Закхее, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне – связаны между собой, их объединяет одна тема – покаяние.
В притче о блудном сыне заключена очень глубокая духовная пища, настраивающая нашу душу на покаянный лад. Как говорят святые отцы, под образом отца в притче подразумевается Сам Господь Бог, под образом двух его сыновей – все человечество. Младший сын – это обычные люди, грешники, старший сын – это фарисеи и книжники, считающие себя праведниками. Страна далече, куда удалился младший сын, это страна греха, удаленная от Бога. Свиньи – это страсти человеческие, грязь и нечистота, а хозяин свиней, которых нанялся пасти младший сын, это дьявол. Но дьявол не берет в плен, он стремиться добить человека до конца.
Многие уроки можно извлечь из этого повествования. Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский, младший сын совершил страшный, жестокий поступок, большой грех перед Богом. По сути, он дал понять отцу: «Ты, отец, слишком зажился, а я хочу получить именно сейчас то, что нажито тобой. Я молод и не могу ждать, пока ты умрешь. Я не хочу видеть тебя, я хочу жить вдали от тебя, по своей воле».
Страшный поступок в отношении любящего тебя дорогого человека, которому ты обязан всем, и самой жизнью твоей. Но как поступает любящий отец? Конечно, он огорчается, когда сын требует у него часть имения, чтобы покинуть его. Но он не спорит, не упрекает, не препятствует, а со смирением исполняет требование и отпускает сына. А после отец много переживает, молится и ждет, постоянно глядя на дорогу: не вернется ли сын?
Так прошли годы. И вот блудный сын показался вдали, отец бросается ему навстречу с великой радостью, без слов упрека или обвинения. Он даже не дает сыну досказать слова покаяния: «прими меня в число наемников твоих», а повелевает слугам вернуть ему одежду, обувь и перстень на руку. Как говорят святые отцы, здесь подразумеваются дары Святого Духа, которые покидают человека, когда он отправляется в «страну далече» – страну греха.
Мы видим великую, всепобеждающую силу отцовской любви! Видим, что раскаявшемуся сыну возвращается его сыновнее достоинство, дары Святого Духа. «Мой сын был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся» – так говорит отец в великом ликовании. Так на небесах радуются ангелы и об одном раскаявшемся грешнике.
Как повествует Священное Писание, в истории много было случаев, когда сильно согрешали люди, даже и те, которых мы считаем святыми: праотец Ной, псалмопевец-царь Давид, апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа. Но они показали нам и пример глубочайшего покаяния! Так царь Давид с огромной силой выразил покаянные чувства в 50-м псалме, который читается в церкви ежедневно, а святой апостол Петр всю жизнь горько плакал, заслышав пенье петухов и вспоминая свое отречение. Какие примеры покаяния для всех нас!
Притча о блудном сыне напоминает нам и о бесконечном милосердии Божьем. Какими бы ни были наши грехи (кроме хулы на Святого Духа), Господь простит их нам, если мы раскаемся и изменим нашу жизнь. Как говорят святые отцы, наши грехи – словно горсть песка, брошенная в бесконечный океан или же чистый ручей, она в них исчезает без следа, она не способна поколебать или заградить великий источник Божия милосердия.
Милосердие Божие столь велико, что если человек придет в сокрушенное состояние, Бог прощает этот грех, как и отец из евангельской притчи простил свое блудного сына. Бог видит наше сердце, наше желание покаяться и как сказал святитель Иоанн Златоуст, даже намерение целует. И об этом очень важно помнить, настраивая свою душу на поприще Святой Четыредесятницы, которое вскоре мы начнем проходить.
Также притча предостерегает нас от осуждения – тяжелейшего греха, совершенного старшим сыном. Потому что это один из самых распространенных грехов, который может свести на нет все наши усилия по спасению души.
Мы должны помнить притчу о блудном сыне, искренне покаяться и пойти в дом нашего Небесного Отца. И Бог примет нас в объятия, как любящий отец из сегодняшней притчи, и вернет нам дары Святого Духа, чтобы мы могли и дальше идти по евангельскому пути и наследовать Царство Небесное.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал в проповеди, посвященной Неделе о блудном сыне:
«Дай Бог, чтобы Божественная воля, явленная через дивное евангельское повествование сегодняшнего дня, помогла всем нам вступить с этими добрыми мыслями в поприще Великого поста. Дай Господь каждому видеть в первую очередь свои грехи и быть способными прощать другого человека — ведь если будет так, то мы спасемся. Помоги всем нам Господь проникнуться мудростью сегодняшнего евангельского повествования и научиться поступать так, как поступил отец, принявший блудного сына, да и как поступил блудный сын, придя и раскаявшись пред отцом своим. Казалось бы, блудный сын не имел никакого шанса на прощение, но ведь получил и прощение, и оправдание. Вот почему Господь и предлагает нам это замечательное повествование, когда Церковь и все мы устремляемся навстречу великопостному поприщу, — с тем чтобы через пост, молитву и покаяние очистить душу, по возможности освободиться от грехов и с великим чувством радости и веры встретить Светлое Христово Воскресение»…
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Обретение мощей блаженной Матроны Московской. «Все, все приходите ко м... |
Следующая >> Память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. П... |
Еще статьи... |