15 октября в Свято-Георгиевском храме Челябинска чествовали Собор святых Челябинской митрополии. Это те Божьи угодники, чья жизнь была так или иначе связана с Южным Уралом, кто пострадал за веру Христову от большевиков в ХХ веке, в годы гонений на Церковь. Этот праздник был впервые установлен в 2020 году, по решению Святейшего Патриарха Кирилла. Но впервые его празднуют в Русской Православной Церкви так широко и торжественно. Праздник преходящий, отмечается в первое воскресенье после дня памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого (10 октября).
Праздничное богослужение возглавил настоятель Свято-Георгиевской церкви, протоиерей Владимир Воскресенский. В центре храма, рядом с иконой Воскресенья Христова, находился образ Собора святых Челябинской митрополии. На этой иконе их изображено шесть, но на самом деле, их гораздо больше. И, возможно, недалек тот час, когда новые Божьи угодники будут прославлены в лике святых. Верующие этому всегда радуются – ведь небесных заступников у нас становится больше.
После литургии отец Владимир поздравил прихожан с праздником и произнес очень содержательную проповедь. Первая часть была посвящена евангельскому чтению, а вторая – Собору святых Челябинской митрополии. Священник напомнил, что именно сегодня, в этот замечательный день, в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска впервые совершается прославление в лике святых нашего земляка, священномученика Василия Носова. Он стал первым угодником Божиим, причисленным к лику святых по инициативе Челябинской епархии. Прославлению предшествовали годы напряженной работы с архивными делами, многими документами.
Далее батюшка кратко рассказал об угодниках Божиих, которые вошли в Собор святых Челябинской митрополии. Первыми, кто прославлены в лике святых Собора, стали священномученики Петр Крутицкий, Александр Миропольский, Петр Беляев, Петр Смородинцев, Павел Соколов, мученица Параскева Кочнева. Конечно, эти шесть человек – не единственные, кто проявили необыкновенное мужество и стойкость, непоколебимую веру и верность Христу в годы гонений. Отец Владимир кратко описал еще несколько примечательных и трагичных судеб.
Конечно, мы даже представить не можем той боли, тех страданий и мук, что испытали эти люди от представителей безбожной власти. Конечно, список мучеников, пострадавших за веру в годы большевистских гонений, огромен. Тысячи и тысячи подвергались пыткам и издевательствам, были замучены, но не сломлены. Конечно, есть надежда, что еще откроются новые имена, которые будут прославлены в лике святых, будут светить нам, как яркие путеводные звезды. Каждое такое событие – это радость, это победа Вечной жизни над злом.
Отрадно, что мы имеем столько заступников и помощников на Небесах! Мы уже много лет славим новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, молимся им. Теперь можем молиться и Собору святых Челябинской митрополии, просить их о помощи. Ведь они жили на нашей земле, трудились, молились, служили Богу, они пострадали за Христа. Важно и другое: они показывают нам пример веры и благочестия, твердости духа и мужества, пример веры и верности Христу, которым мы должны учиться. И сейчас святые стоят у престола Божия и являются нашими молитвенниками и ходатаями, чтобы и мы побеждали зло, шли по пути спасения и наследовали Царство Небесное. Поэтому нам нужно стараться жить по-евангельски, исправлять нашу жизнь и чаще обращаться к святым родной земли за помощью с простой и утешительной молитвой: «Все святые, в земле Челябинской просиявшие, молите Бога о нас!». И, конечно, они нас услышат и помогут нам!
Материал подготовила Римма Кныш
Судьбы Божьих угодников, пострадавших за веру в годы большевистских гонений
(краткие описания)
Священномученик Петр Крутицкий (1862-1937). В миру – Петр Федорович Полянский. До революции трудился на различных церковно-административных должностях, сан принял только в 1920 году. Один из сподвижников Патриарха Тихона. После его смерти стал Патриаршим Местоблюстителем. 10 декабря 1925 года арестован, остаток жизни провёл в ссылках и тюрьмах. В 30-х годах содержался в Челябинской области, в Верхнеуральском политизоляторе. Расстрелян 10 октября 1937 года.
Священномученик Александр Миропольский (1843-1918) служил в Казанской, а с 1910 года – в Екатеринбургской епархии. В 1911-1918 служил в Успенском храме города Касли. Был известным миссионером, обратил в христианство немало татар и башкир. Убит красными в ночь с 5 на 6 июля 1918 года.
Священномученик Петр Беляев (1875-1918). Выпускник Владимирской духовной семинарии. Служил в Каслях с 1904 года. Преподавал Закон Божий в местной двухгодичной школе. Расстрелян красными без суда 17 июня 1918 года. Похоронен за алтарём Успенского храма Каслей.
Священномученик Петр Смородинцев (1866-1918). Из семьи священнослужителя. Много лет служил псаломщиком и диаконом, священником стал в 42 года. В 1908-1918 служил в селе Юшково нынешнего Каслинского района Челябинской области. После прихода красных арестован. Расстрелян вместе с протоиереем Александром Миропольским. Был похоронен за алтарём Успенского храма Каслей.
Священномученик Павел Соколов (1874-1918). Выпускник Калужской духовной семинарии. Служил в Нязепетровске с 1900 по 1911 год. Преподавал Закон Божий в нязепетровских училищах, заведовал церковно-приходскими школами. В дальнейшем служил в Тихвинском храме города Кунгура. Расстрелян большевиками в Кунгуре в сентябре 1918 года.
Мученица Параскева Кочнева (1890-1939). Прасковья Степановна Кочнева родилась в семье крестьянина в селе Кочневе (нынешний Уйский район Челябинской области). В годы гонений была членом «двадцатки» Александро-Невского храма в Миассе, пыталась предотвратить его закрытие. Дала редкостный пример мужества в отстаивании своего права исповедовать православную веру. В 1937 году приехала в Москву из города Миасса, чтобы ходатайствовать о назначении в храм священника взамен арестованного. Подала жалобу во ВЦИК и побывала на приёме у Патриаршего Местоблюстителя — митрополита Сергия (Страгородского). Пыталась уехать домой, но на Казанском вокзале была арестована. Получила 10 лет лагерей. Скончалась в Байкало-Амурском лагере от тяжёлой травмы 8 апреля 1939 года.
Святитель Иона Ханькоуский (фамилия – Покровский; 1888–1925). Выпускник Казанской духовной академии. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1919 году в сане игумена стал благочинным одного из белых корпусов на Южном Урале, затем принял должность главного священника в армии атамана Дутова. С отступавшими войсками оказался в Китае, где в сентябре 1922 года был рукоположен в сан епископа. Жил в Маньчжурии. Помог устроиться многим беженцам из России, основал приют для сирот, открыл аптеку, в которой бесплатно раздавали лекарства неимущим. Русские эмигранты его очень любили.
Священномученик Дионисий Измаильский (фамилия – Сосновский; 1859–1918). Уроженец Тамбовщины. Был женат, служил диаконом. Овдовев, принял монашество и иерейский сан. В 1908 году назначен на новую викарную кафедру, учрежденную в Оренбургской епархии, – Челябинскую. Развивал православную миссию и образование. Председатель епархиального комитета по оказанию помощи пострадавшим от неурожая 1911–1912 годов. В 1914 году переведен в Молдавию, где носил титул «епископ Измаильский». Когда бессарабские земли были оккупированы Румынией, епископ Дионисий отказался войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви и был вынужден выехать в Россию, но в пути погиб: был убит на станции Вятка близ Киева.
Священномученик Сильвестр Омский (фамилия – Ольшевский; 1860–1920). Выпускник Киевской духовной академии. Миссионер. Проповедовал православие украинским протестантам. В 1910 году рукоположен в сан епископа, став епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. В 1914 году сменил Преосвященного Дионисия на Челябинской кафедре. Прожил в городе Касли полгода, в 1915 году переведен в Омск. Остался там, когда город покидали белые войска. Арестован большевиками и через два месяца казнен. Перед смертью подвергся пыткам.
Преподобный Моисей Уфимский (фамилия – Чигвинцев; 1913–1982). Родился в деревне Бобровка близ города Троицка (ныне Челябинской области). В конце 1920-х годов перебрался в Уфу. Принял монашество и священный сан в 1945 году, служил в кафедральном соборе преподобного Сергия Радонежского. Благодаря праведному и молитвенному образу жизни снискал любовь народа и уважение собратьев-пастырей. Являлся духовником Уфимской епархии.
Преподобномученик Ардалион (Пономарев) (1877–1938). Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1899 году рукоположен в сан священника. В 1933 году после смерти жены принял монашество. В 1934–1935 годах служил в Свято-Троицком храме Миасса, в 1936–1937 годах – в храме Вознесения Господня Касли. Обвинен в принадлежности к мифической ОЖБСБ – «Организации жестокой борьбы с большевиками». Некоторое время содержался в тюрьме Челябинска, был приговорен к пяти годам лагерей. Жизнь отца Ардалиона оборвалась в лагерном пункте Адак на севере Коми АССР.
Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (1875–1961). С юношеских лет тяготел к монашеской жизни, принял постриг в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре. После закрытия обители служил на различных приходах, в том числе в городах Касли и Карабаш (ныне Челябинской области). В 1930-х годах находился в ссылке в Нарымском крае (ныне Томской области). По возвращении из ссылки жил в Верхотурье.
Преподобномученик Гавриил (Гур) (1898–1937). Сын крестьянина Минской губернии. После смерти отца в 1918 году поступил послушником в Свято-Николаевский мужской монастырь, находившийся на территории нынешней Челябинской области (Троицкий район, с. Кадымцево), где подвизался до закрытия обители в 1922 году. Затем три года жил на Афоне. По возвращении на Родину стал иеромонахом и служил в Подмосковье, претерпел немало гонений. Расстрелян в Москве в 1937 году.
Священномученик Александр Сидоров (1867–1918). Родился в поселке Нижний Уфалей (ныне Челябинской области) в семье крестьянина. Служил в Шадринском уезде Пермской губернии. Расстрелян красноармейцами близ станции Далматово Курганской области в 1918 году.
Священномученик Василий Милицын (1863–1918). Служил в Оренбургской, затем в Екатеринбургской епархии. Одно из мест служения – храм Рождества Пресвятой Богородицы города Верхнего Уфалея (ныне Челябинской области). Расстрелян красноармейцами во время Гражданской войны в 1918 году.
Священномученик Николай Бирюков (1865–1919). Уроженец Екатеринбурга. Служил на различных приходах Урала, в том числе в городе Верхний Уфалей. В последние годы – клирик Спасо-Преображенского Каменского мужского монастыря (ныне Свердловской области). В 1919 году расстрелян на основании двух доносов и обнаруженного у него письма к сыну, служившему в Белой армии.
Преподобномученик Иоасаф (Боев) (1879–1937). Родился в семье крестьянина. Работал сапожником. В 21 год ушел в монастырь, где нес послушание пчеловода. В середине 1920-х годов жил в городе Катав-Ивановске Челябинской губернии, в 1926–1927 годах служил в храме великомученика Димитрия Солунского в городе Сим Челябинской губернии. Дважды был в ссылке. Расстрелян в Москве в 1937 году.
Мученик Феодор Чимкентский (фамилия – Захаров; 1874–1937). Потомственный оренбургский казак. Уроженец поселка Углицкий (ныне Чесменского района Челябинской области). Арестован и расстрелян в Лисьей балке города Чимкента в Казахстане за то, что поддерживал знакомство со священниками и архиереями и подпольно преподавал Закон Божий.
Священномученик Михаил Громогласов (1863–1918). Окончил Уфимскую духовную семинарию. Настоятель Свято-Никольского собора в Верхнеуральске. Законоучитель женской гимназии. В 1917 году открыл церковь при городской тюрьме. При захвате Верхнеуральска большевиками арестован и помещен в тюрьму. Расстрелян в 1918 году.
Священномученик Евграф Плетнёв (1868–1918). Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1890–1891 годах служил в храме святых апостолов Петра и Павла города Нязепетровска (ныне Челябинской области). Расстрелян в 1918 году в городе Чердынь (Пермский край) по обвинению в контрреволюционной агитации.
Священномученик Павел Соколов (1874–1918). Выпускник Калужской духовной семинарии. Служил в городе Нязепетровске (ныне Челябинской области) с 1900 по 1911 год. Преподавал Закон Божий в нязепетровских училищах, заведовал церковно-приходскими школами. В дальнейшем служил в храме Тихвинской иконы Божией Матери города Кунгура. Расстрелян большевиками в Кунгуре 20 июня 1918 года.
Священномученик Алексий Стабников (†1918). Выпускник Рязанской духовной семинарии. В 1898–1903 годах служил в храме святых апостолов Петра и Павла города Нязепетровска (ныне Челябинской области). Расстрелян большевиками в 1918 году на Юговском заводе под Пермью.
Священномученик Константин Словцов (†1918). Рукоположен в сан священника в 1912 году; хиротония состоялась в соборе Рождества Христова города Кыштыма. Служил в Вознесенской церкви Полевского завода и в церкви святого Пророка Божия Илии села Егоршинского Ирбитского уезда Пермской губернии. Расстрелян в 1918 году.
Священномученик Константин Алексеев (1874–1918). Окончил Камышловское духовное училище (Свердловской области). Много лет служил диаконом. В 1910 году стал священником и до 1912 года служил в храме Сошествия Святого Духа на апостолов в Кыштыме, преподавал Закон Божий в Кыштымском одноклассном училище. Переведен в село Троицкое Камышловского уезда. Во время Гражданской войны взят красноармейцами в заложники и при отступлении Красной Армии расстрелян.
<< Предыдущая Димитриевская родительская суббота |
Следующая >> Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
Еще статьи... |