Эти бабушки – словно три сестры. Все – труженицы тыла, все в Великую Отечественную делили тяжелейшую ношу, одну на всех. Все имеют награды за добросовестный труд. А сейчас они – сестры во Христе, прихожанки храма святого великомученика Георгия Победоносца.
Очень хорошо сказал об этом челябинский священник и поэт, протоиерей Алексий Зайцев в своем стихотворении «Русской женщины плечи», хочется его привести.
«Шли военные годы…
Дом родимый покинув,
В пламя жарких походов
Уходили мужчины.
Не за сладкие речи,
Все печали изведав,
Русской женщины плечи
Приближали победу.
И победа созрела,
Счастьем грезили страны.
Да, война отгремела,
Но оставила раны.
Время раны не лечит –
Время раны латает –
Русской женщины плечи
Боль сынов принимают.
Ныне мирных стремлений
Нам ниспослана милость,
Новый пульс поколений…
Но не всё изменилось:
В зыбком веке беспечном
Немощь многих покрыли
Русской женщины плечи,
Что спасают Россию».
Отец сказал на прощанье: «Дочка, терпи!»
Александра Григорьевна Иванова родилась в Башкирии, в деревне Новое Макарово. А в 1939 году семья переехала в Челябинск. Отец завербовался на 78-й завод, позже стал работать заведующим молочной фермы в Солнечном совхозе. Там, в Сосновском районе, и застала семью война.
- Родилась я 2 апреля 1929 года,– рассказывает Александра Григорьевна. – К труду приучена с семи лет: пасла овечек и гусей, которые были у нас в хозяйстве. Позже стала отцу помогать на ферме, возила молоко в поселок Каштак, в лагерь и много куда еще. Я уже в пятнадцать лет была экспедитором.
В деревне работы всегда много. В четыре часа поднималась, чтобы кормить телят. Я и турнепс парила, и жмых варила, скотину кормила, и на комбайне поработала, и на тракторе. Даже под плуг попадала, но жива осталась. И волки на меня нападали, и бандиты. Хорошо еще лошадь военная, обученная была, унесла меня…
В 1941 году отца Александры, Григория Андреевича Митченкова, забрали на фронт. А в начале февраля 1944 года он погиб. Было ему тогда всего 38 лет! До этого семья получила письмо из госпиталя, где отец попросил: «Садите табак, приеду через неделю». Так и не дождались. Как, где, при каких обстоятельствах погиб отец, дочь так и не узнала. Но никогда не забыть Александре, как бежала за телегой до самой Балашихи, провожая отца на фронт. Обливаясь слезами, без сил, упала в снегу, все коленки ободрала, а отец на прощанье сказал: «Дочка, терпи!». Теперь его фотография попала в Книгу памяти, имя есть на стенде, где Вечный огонь. Много народа погибло…
- И вот мама моя, Мария Дмитриевна, осталась одна, – продолжает Александра Григорьевна. – В семье нашей было восемь детей: четыре девки и четыре парня. Но самый младший братишка умер, когда мама ездила в Чебаркуль провожать отца, не уберегли мы Ленечку. А остальных мама подняла на ноги, и все были трудяги, работали с пеленок, никто на кривую дорожку не встал.
Военные годы были очень тяжелые. Помню, как замерзали, одна куфайка была на всех, одни ватные брюки и одни ботинки, носили по очереди. Босиком бегали. И есть всегда хотелось, я даже опухала с голоду. Тем более, я же старшая, скажет мама: «Саша! Отдай братику кусочек, он же маленький». Ну как не отдашь? Голодно было. Дадут нам булку на восьмерых, за раз съедим – и все. Весь лес вокруг съели, всю траву подъели. Жмых ели, грибы, чеснок, щавель, пеканы, лебеду, а крапива знаете какая вкусная?
Тогда у нас в деревне всех отцов забрали, остались бабы и дети. Но ребятишки друг дружку не обижали, заступались, если что, поддерживали. И хоть трудно было, все равно хорошая у нас судьба была: мы очень дружно жили! Мы были бедняки, но душа у нас была богата, а сейчас все избалованные, ничего не хотят...
Двоих дочерей вырастила Александра Григорьевна: Наталью и Ольгу, обе стали педагогами. Теперь уж четверо внуков и один правнук появились, бабушка любит с ним в хоккей поиграть. Всего у Александры Григорьевны пятьдесят лет стажа, множество наград. Пришла недавно на епархиальный праздник: вся грудь в медалях. 39 лет отработала на Южно-Уральской железной дороге, будучи приемосдатчиком, весь Челябинский металлургический завод обслуживала, принимала грузы: сталь, кокс, нафталин, бензол, металл – все, что надо. А потом работала в садике, поликлинике, детской больнице. И в храме святого великомученика Георгия Победоносца пригодилась, с самого начала тут, еще в старый приход ходила. То о чистоте надо позаботиться, то у подсвечников постоять.
Недавно Александре Григорьевне исполнилось 86 лет, но посещать богослужения она не забывает. Говорит, что только в храме оживает, только здесь чувствуется исцеляющая благодать. Одно время очень болела – проблемы с позвоночником, операцию собирались делать. Теперь, слава Богу, стало лучше, операция уже не нужна, только врачам надо показываться. Разве не чудо?
Она и сейчас старается быть полезной храму. Говорит: «У меня все хорошие, только я не хорошая. Дай Бог здоровья и терпения всем нам, грешным».
Все пережили – и голод, и холод
Анастасия Федоровна Зинулькина родилась 12 августа 1930 года в деревне Красный Шадым под Саранском, в Мордовии. Отец, Федор Максимович Донькин был бригадиром в колхозе. Когда началась война, его забрали на фронт, был командиром. Убили под Смоленском в 1943 году. Уже после войны, когда родственники Анастасии Федоровны поехали в те места, местная бабушка рассказывала: в войну каждый год находили убитых и закапывали.
- На фронт не только отца, но и старшего брата Николая послали из Монголии, ему половину ноги оторвало, – вспоминает Анастасия Федоровна. – Вернулся с фронта, но прожил недолго. А нас у мамы моей, Ксении Игнатьевны Донькиной, было четверо детей. В войну мы ходили в лаптях, граблями колоски собирали. Все пережили – и голод, и холод, и нужду. Я стала работать в 12 лет, председателем у нас был Иван Афанасьевич Орешкин. Мы все делали, что надо было. Я и на плугу пахала с мальчишками, и снопы носила к молотилке, когда женщины жали хлеб серпами, и лес нас гоняли пилить на Инсарскую станцию. Мы с одной девочкой, Полиной, пилили вручную метровые бревна, а один паренек, Иваном звали, нам помогал. И так торопились! Потому что эти дрова шли на паровозы, они ими отапливались…
У Анастасии Федоровны трудовой стаж 52 года. Когда переехали в Челябинск лет сорок назад, какое-то время трудилась в челябинском депо №2, троллейбусы мела, но большую часть своих сил отдала сельскому труду, родной деревне. Много чем занималась: и за кормами ездила, и сено косила, и за скотиной ухаживала. Богатый был совхоз, только сейчас все развалилось. А когда село процветало, работы было непочатый край.
- Я и дояркой была, и на уборку ездила, варила комбайнерам, – продолжает Анастасия Федоровна. – Они выезжали на работу рано, а на обед придут – сами грязные, чумазые все, только зубы белеют. А как старались работать! Семь комбайнов было, так человек сорок в поле набиралось. Я выйду, костер разведу и готовлю: два ведра щей, полтора – второго…
Двое детей народились у Анастасии Федоровны: дочь Татьяна и сын Николай. Только Коленька недолго прожил, всего десять лет, а Татьяна выросла, и в свое время трое внуков появились: Вячеслав, Николай и Алексей, а потом и правнуки пошли – Настя и Андрюша. Жизнь продолжается.
Новым поколениям уже трудно представить, какая тяжесть выпала на плечи народа в годы Великой Отечественной войны. Но давайте пожелаем всем, перед кем мы в долгу: жить как можно дольше и учить нас добрым примером. Потому что трудолюбие, мужество, твердость и воля всегда пригодятся.
Просто мы не ленились и верили…
Она такая маленькая, худенькая, что трудно представить, сколько же вынесли эти хрупкие плечи! Ей почти 82 года, но внук Федор говорит, что бабушка у него очень даже бодрая и боевая. Чем не пример для молодых?
Раиса Герасимовна Прокопьева родилась 22 августа 1933 года в деревне Слакбаш, в Башкирии. Там и застала семью Великая Отечественная война. Отец, Герасим Тимофеевич Семенов, был председателем колхоза. В 1941 году, с самых первых дней войны, ушел на фронт. Попал в морскую пехоту, но военный путь был недолгим: погиб 5 мая 1942 года под Мурманском. Было ему тогда всего 35 лет. В письмах с фронта отец писал, что очень холодно в северном краю – шинель и сапоги не согревают, простыл, начал кашлять и научился курить, а раньше никогда не курил.
Но отец – не единственная потеря. Погибли на фронте и его брат Сергей Тимофеевич (в 1943 году), и мамин брат Илья Николаевич. Лишившись мужа, мама Раисы, Фёкла Николаевна Семенова, осталась с четырьмя детьми и дедушкой. Дед Тимофей Федотович был 1961 года рождения, прошел три войны, но крепкая косточка. Дожил до 1950 года, помог невестке поднять детей, своих внуков.
- В военные годы все трудились, конечно, не жалея сил, – вспоминает Раиса Герасимовна.– Брат мой, Геннадий, работал на конном дворе, а я везде, куда посылали, но в основном на полях: надо садить, полоть, урожай собирать, картошку выкопать вовремя. И дома забот по хозяйству хватало, я старшей была после брата. Сестренки Галина и Елена еще малы, тридцать пятого и сорок первого годов рождения.
Жили голодно, а особенно тяжко было, когда хлеба не стало. К тому же государство требовало брать облигации займа. Да яйца, молоко и мясо от каждого хозяйства сдавали. Нам надо было сдать 40 килограмм мяса! Тяжело было. А еще табак-самосад садили для фронта. ..
Отгремела война, и потихоньку стала налаживаться мирная жизнь. В 1956 году Раиса вышла замуж за Ивана Прокопьева, а в следующем году родился сын, первенец Олег. В 1960 году семья оставила деревню и переехала в Казахстан, в город Караганду. Иван Герасимович работал электрогазосварщиком на стройке, потом в шахте, а Раиса Герасимовна сначала в санэпидемстанции, а потом целых 27 лет трудилась на почте. Почтальоном письма и пенсии носила, потом на сортировке корреспонденции. На пенсию ушла в 1982 году, получив медаль за многолетний непрерывный труд. Вместе 41 год трудового стажа, только документов о работе в деревне, в военные годы, не сохранилось.
Давно вырос сын Олег (еще была дочка, но она умерла), и появились у Раисы Герасимовны трое внуков: Олег, Иван и Федор. Двое уже взрослые, давно работают, а младший заканчивает 9-й класс. В 1997 году семья переехала в Челябинск и в том же году, в 65 лет, Раиса Герасимовна крестилась в Свято-Георгиевском храме. Крестил ее первый настоятель, отец Владислав Василевский.
Когда спрашиваешь, как удалось выстоять в тяжелые годы, что подкрепляло и придавало сил, женщина отвечает бесхитростно: «Просто мы не ленились работать. И вера была, хоть и некрещеные были (отец был коммунист, мы боялись креститься), но мы все равно верили». На прощанье Раиса Герасимовна сказала, что любит родной храм и всем-всем: настоятелю отцу Владимиру, всему духовенству и прихожанам желает здоровья.
Разменяв девятый десяток жизни, она черпает силы в вере и регулярно ходит на службы. Не каждый молодой выстоит литургию, молебен и панихиду. А она стоит, как свечечка. Да, нашим бабушкам-ветеранам, знавшим войну и нужду, стойкости не занимать. На плечах таких, как они, и держится наша Россия…
Материал подготовила Римма Галимханова
<< Предыдущая Вознесение Господа Иисуса Христа |
Следующая >> Свято-Георгиевцы провели праздник в честь 70-летия Великой Победы |
Еще статьи... |