2 января православные христиане отмечают день памяти святого и праведного Иоанна Кронштадского. Это один из самых близких к нам по времени святых, который жил ещё в начале ХХ века. Его замечательная книга «Моя жизнь во Христе» настолько глубока и содержательна, что отвечает на все вопросы не только воцерковлённых христиан, но и неофитов – тех, кто делает первые шаги в постижении основ православной веры. Когда читаешь её, кажется, что святой Иоанн Кронштадский знает о тебе, да и о любом современном человеке, абсолютно всё, он даёт ответы на все насущные вопросы, актуальные и в наши дни, и во все времена. Ответы, которые ищет жаждущая спасения человеческая душа.
Святой праведный Иоанн Кронштадский Чудотворец родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской области, в семье бедного сельского дьяка Илии Сергиева и его жены Феодоры. Новорождённый был настолько слабым и болезненным, что родители поспешили его окрестить, назвав Иоанном в честь святого Иоанна Рыльского, празднуемого в этот день. Вскоре после крещения ребёнок стал быстро поправляться. Благочестивые родители, заметив благодатное воздействие святого таинства, постарались направить ребёнка к Богу, с особым усердием и рвением приучая его к домашней и церковной молитве. Отец часто брал мальчика в церковь, и ему полюбились богослужения.
Отрок Иоанн рано познакомился с картинами крайней бедности, горя, слёз и страданий. Он рос задумчивым, сосредоточенным, проникаясь глубоким сочувствием к беднякам. Чуждаясь обычных детских игр, он очень любил природу, восхищаясь её красотой и с умилением преклоняясь перед величием Творца, а главное – носил в сердце постоянную память о Боге.
С шести лет мальчик начал обучаться грамоте, которая сначала давалась ему очень нелегко. Отец, собрав последние средства, отвёз его учиться в Архангельское приходское училище. Остро чувствуя свою беспомощность и одиночество, отрок Иоанн возносил горячие молитвы к Богу и в этом находил своё утешение. Однажды ночью, после пламенной молитвы с ним случилось что-то необыкновенное, потрясшее отрока до глубины души. Позже он вспоминал об этом так: «Точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно стало на душе». Мальчику со всей ясностью вспомнился дневной урок учителя, и с самого утра он жадно взялся за книги. С этого момента он стал лучше читать, понимать и запоминать всё прочитанное.
С тех пор отрок Иоанн стал отлично учиться, одним из первых закончил училище, потом первым закончил Архангельскую духовную академию и был принят на казённый счёт в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Обучаясь здесь, Иоанн первоначально желал посвятить себя миссионерской деятельности в Сибири или Северной Америке, но однажды во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадском Андреевском соборе, и принял это за указание свыше. Сну его суждено было в точности сбыться. Когда в 1855 году Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему было предложено вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветою и принять сан священника для служения в этом соборе. Иоанн принял это предложение, и 12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые оказался на пороге Кронштадского Андреевского собора, он остановился почти в ужасе: именно этот храм представлялся ему в детских видениях. Вся остальная жизнь и пастырская деятельность о. Иоанна протекали в Кронштадте.
Важно отметить, что брак о. Иоанна был фиктивным, в действительности супруги жили, как брат с сестрой. В самый первый день о. Иоанн сказал своей жене: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу». До конца своих дней о. Иоанн оставался чистым девственником и величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига были непрестанная молитва и строгий пост. Этого требовало ежедневное совершение Божественной литургии, которое священник поставил себе за правило.
Много работы предстояло молодому пастырю. В те годы Кронштадт был местом высылки из столицы различных порочных людей, в порту работало множество невежественных чернорабочих, погрязших в пьянстве и других пороках. Вот на этих всеми презираемых людей и обратил своё внимание великий пастырь, исполненный духа подлинной Христовой любви. Ежедневно он бывает в убогих жилищах, беседует, утешает, ухаживает за больными, помогает материально, раздавая всё, что у него есть. Нередко он возвращается домой раздетым и без сапог. Кронштадские босяки первыми открывают святость о. Иоанна, а вслед за ними это открытие воспринимает вся верующая народная Россия.
Необычный пастырский подвиг у многих вызывает нарекания, насмешки и даже нападки, но о. Иоанн Кронштадский мужественно переносит всё, и, в конце концов, даже его противники понимают: перед ними – истинный пастырь Христов, который полагает душу за овцы своя.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём»… С этим он и идёт к людям, возрождая их силой своей пастырской сострадательной любви.
Вскоре у о. Иоанна открывается дивный дар чудотворения, который прославляет его на всю Россию и даже за её пределами. По его молитве совершается бесчисленное количество чудес. Молитвой и возложением рук о. Иоанна люди излечиваются от самых тяжёлых недугов, прозревают слепые, освобождаются от духов злобы бесноватые. Известен случай, когда по молитве о. Иоанна на территории, страдавшей от засухи и лесных пожаров, начались дожди.
Примечательно, что о. Иоанн исцеляет не только христиан, но и мусульман, евреев, обращающихся к нему иностранцев. Этот удивительный дар дан пастырю в награду от Бога, за великие подвиги – молитвенные труды, пост, самоотверженные дела любви к Богу и ближним. Вскоре вся верующая Россия устремляется к дивному чудотворцу, тысячи паломников спешат в Кронштадт, желая увидеть о. Иоанна и получить от него помощь и исцеление. К доброму пастырю приходят тысячи телеграмм и записок с просьбой о молитвенной помощи (на почте даже открыто специальное отделение), огромные суммы денег на благотворительность. Эти средства о. Иоанн сразу же раздаёт нуждающимся, через его руки, по примерным подсчётам, в год проходило около миллиона рублей. Ежедневно он кормит тысячу нищих, устраивает в Кронштадте «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютами, основывает в своём родном селе женский монастырь и воздвигает большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге строит женский монастырь на Карловке, где и будет погребён после своей кончины.
О. Иоанн был не только величайшим священником, но и прекрасным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадском городском училище и Кронштадской классической гимназии. У него не было «неспособных» учеников, на его уроках все жадно вслушивались в каждое слово, это были живые беседы, увлекательные и захватывающие рассказы, которые запоминались учащимся на всю жизнь. «Не сухую схоластику ты детям преподавал, не мёртвую формулу – тексты и изречения – ты им излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них, на светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего Глагола Божия», – напишут потом благодарные ученики.
Славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн оставил ради ещё более благотворного и широкого подвига всероссийского душепопечения. Чтобы понять величие его беспримерного подвига, нужно представить, как проходил день у о. Иоанна. Он вставал в три ночи и готовился к служению, около 4 часов отправлялся в собор к утрени. Здесь его встречали тысячи паломников, желающих получить от великого пастыря хотя бы благословение, а также множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. За утреней он сам читал канон, придавая этому большое значение. Перед литургией была исповедь, которая из-за громадного количества желающих исповедоваться была общей. Эта исповедь производила на всех потрясающее воздействие: люди плакали и каялись, не стесняясь и выкрикивая свои грехи. Андреевский собор вмещал до 5 тысяч человек, поэтому причащение шло долго, из множества чаш, и литургия заканчивалась не раньше полудня.
По свидетельству очевидцев, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддаётся описанию. Ласковый взор – то умилительный, то скорбный, в лице – сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слёз, источаемые внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении. Служба о. Иоанна представляла собой непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи, живым звеном, соединявшим Церковь земную и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом.
Чтение о. Иоанна на клиросе – это живая, восторженная беседа с Богом и Его святыми: он читал громко, отчётливо, проникновенно, его голос проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто он видел своими просветлёнными очами лицом к лицу Господа и разговаривал с Ним. Слёзы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь Господа к нам и Его страдания. Такое служение действовало на присутствующих необычайно сильно. Даже те, кто пришёл с сомнением и недоверием, из любопытства, перерождались: лёд сомнения таял и заменялся теплотой веры. Причащение нередко продолжалось более двух часов.
Во время службы в алтарь к о. Иоанну приносили письма и телеграммы, и он тут же молился за тех, кого просили упомянуть. А после службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся по бесчисленным вызовам к больным. Домой же редко возвращался ранее полуночи и, наверное, многие ночи не имел возможности спать.
Конечно, так трудиться можно только при благодатной Божьей помощи! По желанию верующих о. Иоанн много ездил по городам России, где десятки тысяч людей спешили к нему на богослужения и за целительным благословлением. Толпы народа вставали на колени при приближении его парохода. О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях царя Александра III, который прекрасно понимал, что Иоанн Кронштадский – святой и праведный человек, которого любит весь народ. Умирая, царь просил о. Иоанна не отнимать рук от его головы, потому что он чувствует большое облегчение. Так о. Иоанн и держал руки на голове царя, пока тот не предал Богу душу.
О. Иоанн был замечательным проповедником, причём говорил он просто и без особой подготовки, экспромтом. Его проповеди отличались необыкновенной силой и глубиной мысли. Несмотря на огромную занятость, он вёл духовный дневник, где ежедневно записывал мысли, пришедшие во время «благодатного озарения души, которого удостаивался он от всепрощающего духа Божия». Эти мысли вошли в замечательную книгу «Моя жизнь во Христе», которая представляет собой подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с творениями древних великих отцов Церкви. Эта книга переведена на несколько иностранных языков. Прекрасным материалом для назидания стали и три тома проповедей о. Иоанна, где каждое слово и поучение – подлинное веяние Святого Духа, раскрывающее неисследимые глубины Премудрости Божией.
Основная мысль творений о. Иоанна – необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви православной как единой спасающей.
Великий праведник земли русской с негодованием относился к безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, он призывал соотечественников к покаянию и грозно предупреждал, что Россию ожидает близкая кара Бога за грехи и богооступничество. Впоследствии, как мы знаем, эти грозные пророчества сбылись…
К тяжёлому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился тяжёлый недуг. Врачи рекомендовали ему поддерживать силы скоромной пищей, но он решительно отказался, сказав: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет – Святое Причастие!» – и по-прежнему приобщался каждый день.
10 декабря 1908 года, собрав остаток сил, о. Иоанн в последний раз совершил Божественную литургию в Кронштадском Андреевском соборе, а 20 декабря, в 7 часов 40 минут утра великий праведник отошёл ко Господу. Это были небывалые похороны! На них присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы и тогда, и в последующее время совершалось немало чудес. На всём пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карловке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей до того времени не было ни на одних похоронах! Похоронное шествие сопровождалось войсками со знамёнами, военные исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал митрополит Санкт-Петурбургский Антоний во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. И хотя люди поначалу чувствовали себя осиротевшими, в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало, скорее, светлую пасхальную заутреню. И чем дольше шла служба, тем увеличивалось у молящихся праздничное настроение: чувствовалось, что какая-то благодатная сила исходит от гроба и наполняет сердца людей неземной радостью. Все понимали: во гробе лежит святой праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своей любовью и ласкою всех, кто пришёл отдать ему последний долг.
Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооружённого им монастыре на Карловке. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, наполняет этот дивный сияющий храм. Все верующие и сейчас получают помощь святого праведного Иоанна Кронштадского, поток верующих к нему никогда не прекращается.
7-8 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святой и праведный Иоанн Кронштадский был канонизирован. Установлено совершать его память 20 декабря (2 января – по новому стилю) – в день блаженной кончины святого праведника.
По материалам сайта «Православие.ру»
<< Предыдущая Анастасия Узорешительница – помощница узников и всех страждущих христи... |
Следующая >> День памяти святого праведного Симеона Верхотурского |
Еще статьи... |