В Ипатьевском доме в Екатеринбурге, где была убита Царская семья, было найдено стихотворение, написанное рукой Великой княжны Ольги, которое называется «Молитва». Его слова заставляют сердце содрогнуться.
Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Нечеловеческие силы молиться за своих врагов… Они далеко не каждому даются. Молиться – подобно Христу, который принёс искупительную жертву за всех нас, добровольно взойдя на Крест. Молиться – подобно тысячам христианских мучеников и новомучеников, погибших за исповедание своей веры. Молиться за врагов – Святым Царственным Страстотерпцам, чья память отмечается в эти дни, также выпала эта доля….
Русская православная церковь – как в нашей стране, так и за рубежом, глубоко почитает тех, кого мы называем Святыми Царственными Страстотерпцами. Их память совершается 17 июля по новому, 4 июля – по старому стилю. Царь Николай II, Царица Александра, Царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия – все они были жестоко и беззаконно убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Но народное почитание привело к тому, что в конце ХХ века состоялась канонизация членов царской семьи Русской православной церковью.
И сейчас, в эти памятные дни, во всех православных храмах возносятся молитвы царственным страстотерпцам, служатся молебны, читаются акафисты. Прихожане и священники Свято-Георгиевского храма Челябинска не остались в стороне от памятной даты и горячо помолились невинно убиенным членам царской семьи. Примечательно, что соседняя Екатеринбургская епархия в эти дни примет около 50 тысяч верующих, там будут совершено три крестных хода, включая посещение Храма-на-Крови, монастыря Святых Царственных Страстотерпцев и монастыря Новомучеников Российских.
Удивительная фотография царской семьи дошла до наших дней: последний российский Государь в окружении своей семьи. Сам Николай II в военной форме, которую носил обыкновенно. Его супруга, сын и дочери – в светлой летней одежде. Выражение их одухотворённых лиц трудно описать, но все они молоды и прекрасны, все исполнены какой-то особой чистоты, благородства и достоинства. Величие, достойное ангелов. Но они-то были живыми людьми…
Страшные, странные годы пережила Россия перед тем, как в безумии уничтожить своего последнего царя. «Не в мирное, а безпокойное и крамольное время мы живем, – предупреждал тогда святой праведный Иоанн Кронштадтский, – время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время безсмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению…Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Цapя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от неё многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга».
Эти грозные пророчества сбылись: в нашем Отечестве произошли такие изменения, что для большинства народа жизнь стала куда страшнее и тяжелей – он заплатит за мнимые «свободу, равенство и братство» миллионами жизней своих граждан. Это предвидел когда-то Александр III, отец Николая II. Он сказал сыну накануне своей кончины: «Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни»…
Благодаря отцу царь Николай получил прекрасное, очень разностороннее образование, он учился у лучших педагогов, знал несколько языков. И, кстати, всегда тянулся к простому народу, сам был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту. Как пишется во многих источниках, воспитание его в детстве было строгим, почти суровым, в русском православном духе. Еще маленьким ребенком Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он отличался благочестием и старался подражать праведному Иову Многострадальному (в день памяти которого родился), и святителю Николаю, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил царевич, — и мне предназначено страдать». Близкие говорили, что у ребёнка «душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Его глубоко трогали всякое горе человеческое, всякая нужда, он начинал и заканчивал день молитвой.
Такие основы были заложены в детстве. А став взрослым, государь Николай II, по свидетельствам очевидцев, обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 году Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».
Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император Всероссийский стал вдохновителем первой Всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-миротворцем. Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать.
История взаимоотношений Царя Николая и его супруги Александры Фёдоровны очень романтична. О ней также написано немало, мы на этом останавливаться не будем. Известно, что царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей: Ольги, Татианы, Марии, Анастасии – и сына Алексия. Долгожданный Наследник Российского престола стал любимцем всей семьи, все отмечали благородство характера, доброту и отзывчивость его сердца. Алексий любил людей и старался им помочь. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, – говорил царевич. – Я хочу, чтобы все были счастливы».
Увы, этим светлым мечтам не суждено было сбыться. Череда революций и две войны обрушили на Россию страшные беды. Когда 1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, Германия объявила войну России, дивеевская блаженная Параскева Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать страну на части.
У России и тогда, как сейчас, было немало могущественных врагов, и тому были свои причины. В 1913 году в Российской империи торжественно отмечалось 300-летие Дома Романовых. Царствование Государя Николая II было отмечено подъемом благосостояния России на небывалую высоту. Народонаселение России увеличилось на 50 миллионов. Укрепилась национальная валюта. Государственные доходы значительно превышали расходы и были стабильно высокими. Промышленное производство возросло в четыре раза. Общая длина железнодорожных путей возросла на 58 251 тыс. км. Россия была лидером мирового рынка сельскохозяйственной продукции и обеспечивала треть мирового вывоза зерна. Более чем в 6 раз увеличился бюджет министерства народного просвещения, достигнув к 1913 году колоссальной цифры: полумиллиарда рублей золотом. Начальное образование с 1908 года стало обязательным и бесплатным. С этого года открывалось ежегодно 10 тысяч школ. В 1913 году число их превышало 130 тысяч.
Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине ХХ века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях. Сильная Российская империя вызывала страх и ненависть у мировой закулисы. Поэтому огромные силы и средства были брошены на уничтожение самодержавного Российского государства и его православного Царя.
В своем Манифесте о начале войны с Германией в 1914 году Император призывал к гражданскому миру и сплочению всех русских людей. И Россия была близка к победе, однако предательство, трусость и обман обрекли последнего русского царя и его семью на кровавую жертву: сначала Временное правительство, а потом – пришедшие к власти большевики.
Подробности жестокой расправы поражают. Вот что об этом пишется: «В ночь с 16 на 17 июля, примерно в начале третьего, Юровский разбудил Царскую семью. Им было сказано, что в городе неспокойно и поэтому необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все оделись и собрались, Юровский вместе с узниками спустился на первый этаж и привел их в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Государь нес на руках Алексея Николаевича, у остальных в руках были подушки и другие мелкие вещи. По просьбе Государыни в комнату принесли два стула, на них положили подушки, принесенные Великими княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились Государыня и Алексей Николаевич. Государь стоял в центре рядом с Наследником. Остальные члены семьи и слуги разместились в разных частях комнаты и приготовились долго ждать, они уже привыкли к ночным тревогам и разного рода перемещениям. Между тем в соседней комнате уже столпились вооруженные, ожидавшие сигнала убийцы. В этот момент Юровский подошел к Государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Эта фраза явилась настолько неожиданной для Царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем, как бы желая переспросить, обратился к коменданту, сказав: «Что? Что?» Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Но в этот момент Юровский выстрелил в Государя из револьвера почти в упор несколько раз, и он сразу же упал. Почти одновременно начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву.
Уже лежащих на полу добивали выстрелами и ударами штыков. Когда, казалось, все было кончено, Алексей Николаевич вдруг слабо застонал — в него выстрелили еще несколько раз. Картина была ужасна: одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что их жертвы мертвы, убийцы стали снимать с них драгоценности. Затем убитых вынесли на двор, где уже стоял наготове грузовик — шум его мотора должен был заглушить выстрелы в подвале. Еще до восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки. В течение трех дней убийцы пытались скрыть свое злодеяние…
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, несомненно покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку взаимным общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, — пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель Наследника Пьер Жильяр, — они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
Вместе с Императорской семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку».
В трагические дни 1918 года Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его».
В 2000 году Царственные Страстотерпцы были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Православной Церкви под председательством его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Ныне их имена открывают сонм Собора новомучеников и исповедников Российских. На фундаменте этого прославления идет всенародное прозрение. Государю Николаю Александровичу Романову в общественном сознании возвращается доброе имя, но процесс этот не скорый. За лихолетья ХХ века много лжи вылилось на святое имя русского Царя и его Семьи, да и сейчас идет активное противоборство правде.
На месте мученического подвига Царя Николая II, его Семьи и верных слуг возвышается величественный, поистине царский Храм-Памятник на Крови, освященный в 2003 году в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. В своем послании участникам освящения Храма-на-Крови Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал, что «…важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси».
18 апреля 2010 года, в 10-летнюю годовщину прославления Царской Семьи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил в Храме-на-Крови нижний придел в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
В урочище Ганина Яма, на месте, где были уничтожены огнем и серной кислотой тела Царственных Страстотерпцев и их верных слуг, воздвигнут мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
Ежегодно память Святой Царской Семьи совершается 17 июля (4-го по старому стилю), в день их мученической кончины.
Кондак 1 Акафиста Святым Царственным Страстотерпцам:
Избрании царственнии страстотерпцы седмочисленнии, Христу Богу, яко агнцы непорочнии, в жертву принесшиися. Земли Российския хранитилие и молитвенницы, яко стяжавшии от Царя царствующих и Господа господствующих благодать молитися за ны, от всяких нас бед и напастей свободите, да благодарственно восхваляем вас: Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.
При подготовке статьи использовались материалы открытых источников в интернете.
<< Предыдущая День памяти Сергия Радонежского |
Следующая >> Первоверховные апостолы Пётр и Павел призывают и нас к апостольскому с... |
Еще статьи... |