Страница 1 - «Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, наставниче монахов и собеседниче Ангелов!» |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
«Преподобный отче Серафиме, помоги, батюшка Серафиме, моли Бога о нас! Ибо много угодил ты Богу подвигами своими!»… Наверное, нет на земле уголка, где православные христиане не молятся горячо одному из самых любимых святых. Имя святого Божьего угодника известно всем православному миру. При жизни его молитвами были спасены, исцелены и утешены, получив помощь, многие тысячи людей, а сейчас по молитвам преподобного Серафима спасаются миллионы. И спешат к нему с сердечной молитвой люди из самых разных уголков нашей страны, из других земель. Негасимый светильник веры сияет через века верующим сердцам.
У святого Серафима Саровского два дня памяти в церковном году. Один из праздников приурочен ко дню его рождения – 1 августа или 19 июля по старому стилю. А 15 января или 2 января по старому стилю православные христиане почитают день преставления преподобного Серафима Саровского. Скончался батюшка Серафим в 1833 году, стоя на коленях, в молитве, пред иконой Божьей Матери «Умиление». Пресвятая Богородица его очень любила и посещала Божьего угодника 12 раз, в судьбоносные моменты его жизни.
В Свято-Георгиевском храме Челябинска в день памяти святого была совершена праздничная Божественная литургия. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мантии находилась на самом видном месте: в центре храма, на аналое. С какой любовью и надеждой прикладываются к святыне прихожане, знают только сами верующие. Ибо батюшка Серафим – первый помощник всем, кто попал в беду или заболел, кто испытывает большие трудности. Согбенный старец, при жизни получивший большие увечья и много лет ходивший, опираясь на посох, стал опорой для всех православных христиан. Оттого и любят его на Руси, и почитают, и благодарят, и с молитвой просят о помощи.
Не устаешь удивляться, читая житие преподобного Серафима. С самого детства было явлено, что этот отрок – Божий избранник. Он родился в 1759 году в городе Курске, в купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных, очень благочестивых людей. И нарекли его родители Прохором. В семь лет произошёл удивительный случай: мальчик упал с высокой колокольни Свято-Сергиевского собора, но остался цел и невредим! Этот храм начал строить его отец, но не успел закончить, умер, а благое дело довершила мама Прохора. В каком страхе сбежала она вниз, когда её любимый Прошенька упал! И какое явное чудо она увидела! Это знак Божьего промысла.
Не раз святой болел так тяжело, что жизнь его висела на волоске, это было и в детстве, и не раз во взрослом возрасте. И каждый раз его исцеляла Божья Матерь!
С самого детства отрок горел любовью к Богу, любил молиться и посещать богослужения, читать Священное Писание, жития, труды святых отцов. Мать не препятствовала решению сына стать монахом, благословила его медным крестом, который он всю жизнь потом носил на груди. В Саровский монастырь Прохор пришел совсем юным, в 19 лет, был послушником восемь лет, исполнял всевозможные послушания без ропота и с усердием. Затем принял монашеский постриг с именем Серафим, что значит пламенный.
И Серафим был действительно человеком необыкновенной, крепкой, пламенной веры. Он был полон решимости всецело угодить Богу, и ради Господа совершил удивительные подвиги. Какой пример для нас, современных, ленивых и изнеженных, христиан! Были годы отшельничества, безмолвия, затвора, когда Божий угодник проводил все время в постах, молитвах и трудах. Известно, что тысячу дней и ночей он провел в молитве, стоя на камне, почти не сходя с него. Три года питался одной травой сныть, да и в остальное время был великим постником, часто раздавал скудную еду животным, которые приходили к нему из леса. Очевидцы видели, как он кормил хлебом даже медведя.
И только после многих подвигов, когда сама Пресвятая Богородица повелела, преподобный батюшка Серафим стал принимать людей, которые приходили и приезжали к нему со всех уголков Руси за помощью. Его сердце было обителью Святого Духа, оно было переполнено любовью к Богу и ближним. Всех и каждого он встречал пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос воскресе!» Он достиг дара прозорливости и видел сердце каждого человека, знал, с чем он пожаловал, читал тайные мысли и чувства. С участием слушал и утешал, давал советы и исцелял, поддерживал и молился Богу за всех. Всех спасал. А себя он смиренно называл «убогим Серафимом»!
Митрополит Сурожский Антоний так описывал подвиги этого удивительного подвижника XIX века: «Преподобный Серафим потерял все вольной волей; он отказался от родного дома, отказался от сродства и племени, отказался от родных краев, ушел ни с чем, кроме Бога и молитвы, в монастырь. И там он себя отдал послушанию; внимательно, смиренно он принимал от Бога все, что Господь ему пошлет, и от людей – все, что они захотят возложить на его плечи. Он сломил свое своеволие, он отдал себя через людей до конца воле Божией; и ушел он в лес, в дальнюю пустыню, для того, чтобы ничего его не отделяло от Бога, но также для того, чтобы ничто не служило ему искусственной подпоркой, чтобы только благодать укрепляла его немощь, только верность Богу служила ему опорой... И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора».
Когда смотришь на икону святого, видишь седовласого, умудренного старца с очень проникновенным и добрым взглядом. По свидетельству очевидцев, у него были большие голубые глаза, и они излучали огромную любовь. Именно за эту любовь Господь удостоил преподобного Серафима и великой, неземной мудрости, и любви соотечественников, и небесного венца.
Он любил ближних поистине Христовой любовью. Был такой случай, когда разбойники напали на Божьего угодника, избили его до полусмерти и покалечили, а он не стал сопротивляться, хотя был крепким и сильным, и имел в руках топор, и мог дать отпор. Ему проломили голову, поломали ребра, он еле дополз до монастыря, но отказался от помощи врачей, уповая только на Великого Врача душ и телес – Бога. Тогда в тонком сне ему снова явилась Пресвятая Богородица и вновь даровала своему любимцу исцеление. А когда разбойников поймали, батюшка Серафим их простил и велел отпустить без наказания.
Профессор Алексей Ильич Осипов пишет, вспоминая этот случай:
«Он показал, что такое христианская любовь к тем, кто являлся его смертельными врагами, ибо они хотели убить его, и думали, что убьют его.
В то же время, он показал и иное, показал, что христианская жизнь является не чем иным, как тем драгоценнейшим кладом, открывая который, человек получает величайшее благо, которое он может иметь на земле.
Его слова «Христос воскресе!», его слова «Радуйтесь!», его поучения об этом, все свидетельствуют о том, какую радость имел он в душе. Ибо дух творит себе формы, и эта радость в его душе выражалась и во вне, его любовь, которая в нем была, она выражалась и во вне, я вам скажу что, это имеет огромнейшее значение, мы видим, что такое христианство в образе преподобного Серафима, оказывается это религия, которая открывает человеку тот клад, то Царство Божие, которое скрыто в душе каждого отдельного человека, он показал на своем примере — этот клад находим, его можно открыть, и можно воспользоваться теми сокровищами, которые лежат в нас. В этом я вижу огромное значение преподобного Серафима для современного человека».
Преподобный Серафим основал Дивеевский женский монастырь, который духовно окормлял до самой смерти. Преставился святой 2 января 1833 года в Саровском монастыре в своей келье во время коленопреклоненной молитвы. А в 1903 году по инициативе императора Николая II он был прославлен в лике преподобных.
О святом Серафиме Саровском написаны многие книги, воспоминания, свидетельства очевидцев его чудес, о нем сказано очень много сильных и глубоких проповедей. Вот слова из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина в день памяти святого Серафима Саровского:
«И верится нам, что если преподобный Серафим при жизни своей согревал любовию приходящих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие души. Только приди к нему мысленно, обратись к нему в молитве. И услышишь сердцем своим: “Радость моя, гряди, гряди ко мне!”
Трогательное до слез, привязывающее сердце невыразимой властью есть в дивном старце Серафиме. “Он, как пудовая свеча,— говорил Воронежский архиепископ Антоний,— всегда горит пред Господом, как прошедшею своею жизнью на земле, так и настоящим своим дерзновением пред Святою Троицею”.
И именно в те дни, когда оскудела среди людей любовь, когда стала остывать в народе вера, взошел в блистающем ореоле любви и святости преподобный отец Серафим, Саровский чудотворец.
Возрадуемся же, други мои, что имеем мы среди наших русских святых такого дивного, жившего во славу Божию преподобного старца, память которого сегодня мы собрались молитвенно прославить. И из глубины сердец наших воззовем: “Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов”. Аминь».
Наставления и изречения святого преподобного Серафима Саровского
О Боге:
Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, - мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
О человеке:
Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания.
Должно снисходить и душе своей, в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не лениться и побуждать себя к лучшему.
Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим.14,22).
О покаянии:
Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19).
Начало покаяния происходит от страха Божия и внимания, как говорит святой мученик Вонифатий: страх Божий есть отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, который рождает совесть, которая сие творит, да душа, якоже в некоей воде чистой и невозмущенной, свою зрит некрасоту, и так рождаются начатки и корения покаяния…
Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.
Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
Итак несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.
О смирении и мире душевном:
Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.
Когда же человек старается иметь в себе сердце смиренное и мысль не возмущенную, но мирную, тогда все козни вражий бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог: В мире, - сказано, - место Его (Пс.75,3).
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: "Где я?". При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают токмо те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатию Божией, жили долго.
Дабы сохранить мир душевный, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный, по слову Сираха: Многих бо печаль уби, и несть пользы в ней (Сир.30,25).
Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.
Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже нашъ! миръ даждь намъ (Ис. 26, 12).
О борьбе со страстями, очищении души и трезвении:
Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается лишь со стороны или внешне.
Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться от плотских помыслов? Но должно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей.
Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали.
Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту.
Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием. Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.
Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника [Соломона]: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4,23).
Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы, по Псаломнику: И на враги моя воззре око мое (Пс.53,9).
Когда человек приимет что-либо Божественное, то радуется в сердце, а когда диавольское, то смущается.
Напротив, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор.11,14) или представлял мысли самые благовидные, однако сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя это, святой Макарий Египетский говорит: "Хотя бы [сатана] представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия, что и служит точным его признаком" (Прп. Макарий Великий. Сл.4. Гл.13).
О посте и подвижничестве:
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущий... яко тии насытятся (Мф.5,6).
…не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем или лишить себя всего, что может служить к облегченно немощей. Могий вместити да вместит (Мф.19,12).
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет.
Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей.
Надобно идти средним путем, не уклонятися ни на десно, на на шуе (Притч.4,27) и давать духу духовное, телу - телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф.22,21).
Тело, изможденное подвигами или болезнями, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не наблюдая даже и времени. Иисус Христос по воскрешении дщери Иаировой от смерти тут же повеле даты ей ясти (Лк.8,55).
Нельзя вполне отречься от мира и прийти в состояние духовного созерцания, оставаясь в мире. Ибо доколе страсти не утишатся, нельзя стяжать мира душевного. Но страсти не утишаются, доколе нас окружают предметы, возбуждающие страсти. Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. Но как возможно всецело и спокойно погружаться в созерцание Бога, и поучаться в законе его, и всею душой возноситься к нему в пламенной молитве, оставаясь среди неумолчного шума страстей, воюющих в мире? Мир... во зле лежит.
Надобно быть по приличию и потребности иногда младенцем, а иногда львом, особенно сим последним тогда, когда против нас восстают страсти или лукавые духи…
Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.
О молчании:
Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: Ни когоже на пути целуйте (Лк.10,4), то есть без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать от тебя полезное.
Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая - с другими.
Когда мы в молчании пребываем, тогда враг-диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку; сие же должно разуметь о молчании в разуме.
От уединения и молчания рождаются умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить той тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исайя: Воды Силоамли текущим тисе (Ис.8,6).
Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому.
Пребывание в келий в молчании, в упражнении молитве и поучении день и нощь закону Божию делает человека благочестивым, ибо, по словам святых отцов, келия инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша (Добротолюбие. Ч.3. Сщмч. Петр Дамаскин).
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Крещение Господне – Богоявление. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Кот... |
Следующая >> Рождественский подарок Академического хора Владимира Александровича Ше... |
Еще статьи... |