«Тот, кто должен стать человеком – уже человек»
Каждой весной вокруг нас обновляется природа, и никому не приходит в голову с этим бороться: это же закон жизни, закон природы, Божьи дела. Но есть закон жизни, который человек нарушает на каждом шагу, убивая не рождённых детей. Об этом – цикл наших бесед с иереем Свято-Георгиевского храма города Челябинска отцом Андреем Ковшевным.
- Отец Андрей, в нашем обществе говорить об абортах сложно: бытует мнение, что это медицинская операция, подобная удалению какой-то неожиданной «злокачественной опухоли». Почему Церковь выступает против абортов?
- Есть такой документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который принят на Архиерейском соборе Русской православной церкви. В этом документе выражается православный взгляд на аборты, основанный на Священном писании, на Божественном откровении, предании церковном и, конечно же, на мнении святых отцов Церкви, которые подтверждаются постановлениями Соборов. Церковь изначально рассматривает намеренное прерывание беременности, то есть аборт, как тяжкий грех и приравнивает его к убийству: лишается жизни человек, пусть ещё не развившийся эмбрион во чреве женщины. А если происходит убийство, никак не должно говорить, что это подобно удалению «злокачественной опухоли». Известный апологет 2-3 веков Тертуллиан сказал: «Тот, кто должен стать человеком – уже человек». А Василий Великий говорил, что нет различия между плодом образовавшимся и ещё не образованным. Если произошло зачатие, и Благословлением Божиим зародилась новая жизнь, значит, уже есть отдельная личность в утробе женщины, отдельный человек. И прерывать эту жизнь какими-то способами тяжкий грех.
- Поспорила со студентами-медиками: они не видят в абортах ничего страшного, считая ребёнка «набором клеток». Откуда у нас такой дремучий фашизм?
- Не будем забывать: хотя советская идеология прекратила своё существование, этот горький отпечаток мы несём до сих пор. И в наших школах, и в высших учебных заведениях преподают теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. И других теорий – например, христианских взглядов, что Человек создан Богом, не рассматривается. И многие люди, врачи, тем более не верующие, с ними даже никогда не сталкивались, это всегда замалчивалось. Ведь то поколение врачей, которое мы сейчас имеем, оно оттуда, с советских времён воспитанное. У них и представление такое, что ребёнок – это лишь часть женского организма. Однако, что можно сказать таким людям? Разве есть в женском организме хотя бы какая-то часть, которая обладает собственным сердцебиением, имеет своё кровообращение или отдельную группу крови, часто совершенно разнящуюся с группой крови матери? Таких частей тела нет. Это отдельный человек, отдельная личность, развивающийся младенец.
- Некоторые говорят о праве женщины распоряжаться своей жизнью и телом: не хочет ребёнка – может избавиться. За чьи права нам больше переживать: женщин или не рождённых детей?
- Вот вы спросили про фашизм… И хочется сказать вот о чём. Если мы исходим из православного взгляда, что жизнь начинается с момента зачатия, что уже появляется отдельная личность, отдельный человек, соответственно, он имеет такие же права, как и любой другой. Да, он ещё в утробе матери, он ещё не может их выразить, но давайте дадим ему родиться и подрасти. Разве можно без его согласия сказать: нет, тебя не должно быть!
Человеческое существо в утробе матери относится к человеческому роду, об этом говорил ещё Аристотель. Он является личностью, как и любая другая личность, и мы не можем не считаться с ним, с его существованием. А то, действительно, получается некий фашизм: кто-то имеет право на жизнь, а кто-то его менее достоин, можно проводить геноцид других народов, других людей. Получается, что одни имеют право на жизнь, а другие не имеют – ради удобства тех, кто считает себя важнее. Мы решаем: тебе жить, а тебе – не жить. Права ребёнка и мамы должны быть равны.
- С одной стороны, говорим о демографии, вымирании нации, с другой – убиваем миллионы не рождённых детей. Как этому противостоять?
- Думаю, должна быть совокупность решений. Долгое время церковь не имела своего голоса. Слава Богу, сейчас можем что-то говорить по этой проблематике, высказывать своё мнение. Зарождаются группы, движения, которые являются противниками абортов. Действительно, демографическая проблема в нашей стране стоит очень остро. Если не бороться с абортами, наша нация может закончить своё существование. И в этом вопросе государство должно быть активней. Есть какие-то подвижки (материнский капитал, например), но их недостаточно, хотелось бы большего. И нужно побуждать людей, чтобы они имели детей, и не только материальными ценностями. Нужно обязательно уделять внимание духовно-нравственному воспитанию, если не с детского сада, то со школьной скамьи – обязательно. Пока в этом вопросе не всё благополучно. Например, при ведении ОПК, приходя в школы, священники встречают очень серьёзный отпор и нередко – негативные эмоции. А ведь при ознакомлении с православной культурой, с учением Иисуса Христа, Его заповедями, закладываются внутренние нравственные ориентиры человека: что такое хорошо, что такое плохо.
- Государство говорит, что оно за поддержку семьи и материнства. Должно ли оно бороться против абортов?
- Если государство не будет об этом заботиться, оно просто выродится, исчезнет с лица земли. Кто будет гражданами такого государства, если граждан-то нет? На высшем уровне должны быть заинтересованы в решении демографических проблем и снижении абортов. Сейчас количество абортов катастрофически велико, официально 1-1,2 миллиона в год, но на самом деле выше. Если бы хоть часть этих человеческих жизней сохранить… Если бы уменьшилось число абортов, население России заметно бы выросло. Но для этого государство должно создавать условия, предпосылки – может быть, законопроект по жилью или что-то ещё. Если государство действительно заинтересовано в улучшении демографической ситуации, оно должно пойти на эти меры.
- На Украине в Верховную Раду внесён законопроект, запрещающий аборты по социальным показаниям. Питерские пролайферы постоянно пикетируют Госдуму и абортарии, выступая за полный запрет абортов. Акции пролайферов проходят и в других городах России. Поможет ли это решить проблему?
- Любое возвышение чьих-то голосов по этой проблеме приводит к тому, что ситуация потихоньку начинает меняться. Мне не хочется лезть в политические дебри, это не вотчина священника. Но заметно, что сейчас общество начинает оживать, становится активнее в каких-то вопросах, и правительство к этому прислушивается. Если какие-то организации и движения будут проявлять интерес к решению проблемы, если какая-то часть граждан их поддержит, дело сдвинется: ситуация с абортами могла бы исправиться.
(продолжение следует)
Вела беседу Римма Галимханова
<< Предыдущая Мы все должны быть готовы к встрече с Богом |
Следующая >> Беседа 2. Когда в противовес жизни ставятся тряпки… – что ценнее? |
Еще статьи... |
Комментарии