Чистоту голоса новых колоколов нашего храма первым опробовал Владимир Петровский, считающийся лучшим звонарем России.
Начиная с прошлой среды, с колокольни храма Святого Георгия Победоносца то и дело слышались перезвоны. Прихожане изучали «звонкое» искусство под руководством лучшего мастера колокольного звона в России Владимира Петровского. А пока учащиеся выполняли «самостоятельную работу», звонарь согласился со мной побеседовать.
Лучший звонарь России оказался интересным и веселым собеседником. Рассказывая о чем-нибудь, он активно жестикулировал, напевал, забавно подражал манерам и интонациям людей, эмоционально проживая каждый воскрешаемый в памяти эпизод. При этом у меня создалось ощущение, что от него исходит некое внутреннее спокойствие, достичь которого невозможно без сознания правильности выбранного пути.
Петровский Владимир Марьяновичродился 14 марта 1957 года в городе Березняки Пермской области. Через три года семья переехала в Архангельск. В 1987 году занялся возрождением колокольных звонов. В 1990 году выпустил виниловый диск «Звоны Севера», который разошелся по всему миру. Позже записал несколько СО-дисков с колокольными звонами. Организовывал частное предприятие по установке, настройке звонниц и обучению колокольному звону. По отзывам, в развесе и настройке колоколов ему просто нет равных. Сыну Владимиру 25 лет. Он имеет свой бизнес, пишет музыку и по примеру отца занимается колокольным искусством. В прессе их уже окрестили династией звонарей.
...Правда, изначально этот выбор за нашего героя сделал его отец. Сам Владимир в детстве проявлял немалые способности к легкой атлетике. И даже стал кандидатом в мастера спорта по прыжкам в высоту. Музыка же не слишком вдохновляла будущего звонаря. Когда папа, профессиональный музыкант, руководитель художественной самодеятельности одного из дворцов культуры Архангельска, где тогда жила их семья, усаживал его за рояль или баян, мыслями он устремлялся к ребятне, весело гоняющей мяч во дворе. Но присоединиться к забавам, милым сердцу любого мальчишки, удавалось нечасто. Поскольку, помимо музыки, Владимир занимался еще и живописью в художественной школе. По его словам, — из-под палки.
К выпускному классу, окончательно утомленный академическим искусством, он решил податься в военно-спортивный институт имени П.Ф. Лесгафта. Но вскоре понял, что погорячился: если спортивная подготовка была более или менее сносной, то военная часть обучения оказалась абсолютно чуждой его, как начинало выясняться, творческой натуре.
Проучившись год, Владимир оставил институт. Через полгода, правда, вновь пришлось вернуться к военным порядкам — вчерашнего студента призвали в армию. Неожиданно именно здесь пригодились его творческие таланты! Новобранца направили старшим военным художником во Дворец культуры «Патриот» костромской ракетной части, где он рисовал афиши и наглядную агитацию, играл в составе военного духового оркестра и периодически исполнял обязанности киномеханика.
Вернувшись из армии, подал документы в Архангельское музыкальное училище. Поступил на эстрадное отделение по классу ударных инструментов. Кроме того, выступал в местных ансамблях, сочинял эстрадную и джазовую музыку.
После училища Владимир там же преподавал джазовую импровизацию. Параллельно окончил курсы экскурсовода в Архангельском бюро путешествий и экскурсий и устроился в этнографический музей «Малые Карелы».
Еще на курсах он выбрал для разработки тему «Деревянное зодчество Севера». А это старинные избы, церкви, и, конечно, колокольни. И работники музея предложили Владимиру Петровскому совместить две профессии — музыкальную и краеведческую, и не просто показывать и рассказывать людям о храмах, но и звонить в колокола.
«Почему бы нет?» — подумал молодой экскурсовод. И решил попробовать. Шел 1987-й год. Ни учителей-звонарей, ни звонарных школ. Впрочем, по мнению Владимира Марьяновича, в подобных школах нет смысла, так как все звонницы очень индивидуальны. У каждой свой характер, свое звучание. Поэтому звонарей нужно готовить на местах, так сказать, без отрыва от производства.
Сам Владимир Петровский учился на записях своих предшественников, начинавших возрождение архангельских звонов. Почти ежедневно «позванивал» на колоколенке, что-то придумывал и, будучи джазовым музыкантом, любящим свободу самовыражения, все больше увлекался колокольным искусством, предоставляющим немалые возможности для импровизации.
Через год он открыл первую школу звонарей, в рамках культурного обмена обучая сотрудников других музеев. Позже выпустил первое учебное пособие для начинающих звонарей. А в 1988 году принял участие в организации первого фестиваля колокольных звонов.
Долгое время Владимир Петровский оставался больше музыкантом, нежели звонарем. И, как всякий талантливый музыкант, не мог просто повторять чужие творения. И однажды создал собственное произведение для колоколов, став основоположником нового направления — современной колокольной музыки.
Первая колокольная композиция была навеяна поездкой на Соловки. Величественная природа, старинный кремль, огромные старые валуны, несущие на себе печать столетий, оставили в душе неизгладимый след, требующий творческого воплощения. Поначалу Владимир пытался импровизировать на ударниках — не получалось. Пробовал рисовать — тоже не то. И только колокола оказались способны передать все оттенки пережитых мыслей и чувств. Так родилась композиция «Сказание монаха». Во время ее исполнения в воображении автора предстает морской берег и умудренный жизнью монах, беседующий с молодым иноком. И шум набегающих волн вторит их неторопливой беседе.
После появились «Наваждение», «Вальс колоколов», «Колыбельная», звон «Памяти Высоцкого», «Облака над Афоном».
— В одной из книг я прочитал о перистых облаках в верхних слоях атмосферы, — рассказывает Владимир Марьянович. — И мне захотелось выразить в колокольном звоне их неторопливое движение в холодном небесном безмолвии. Их отрешенность, чистоту и одиночество. Они представлялись мне частью некоей сюрреалистической картины.
Вообще, сюрреализм близок и интересен Владимиру Петровскому. Картины Сальвадора Дали всегда поражали его воображение. Музыканту видится в них нечто сказочное. Когда-нибудь он мечтает отойти от дел и писать картины в духе сюрреализма.
В 1990 году в жизни Владимира Марьяновича произошло важное событие, ознаменовавшее переход от светского, то есть музейного, колокольного звона к церковному. В преддверии Пасхи к нему обратился настоятель архангельского храма «Всех Святых» с просьбой установить колокола, доселе пылящиеся в подвале, и отзвонить в честь праздника.
После той пасхальной ночи молва об искусном мастере пошла по всем православным храмам. Отовсюду стали поступать заказы на установку колоколов. И поехал архангельский звонарь по всей России — от Белоруссии до Владивостока и от Мурманска до Краснодара. Сегодня на счету Владимира Марьяновича 120 «озвученных» храмов. Пожалуй, не осталось епархии, в которой не побывал бы Владимир Петровский, всюду оставив частицу своего «звонкого» искусства, своей души.
Хотя истинное понимание смысла церковного звона пришло далеко не сразу. Слишком сильна была профессиональная тяга к внешней красоте и гармонии.
Однажды иеромонах Донского монастыря отец Лука, послушав колокольный звон в исполнении Петровского, посетовал, что звоны у него слишком уж затейливые. Надлежит звонить проще, смиреннее.
Некоторое время звонарь пребывал в смущении. А потом подумал: «Но ведь православные храмы прекрасны! А церковные песнопения! Почему же церковный звон не может быть красивым?» И через некоторое время даже написал статью «Красота спасет звон», в которой он приходит к выводу, что церковный звон может и даже должен быть красивым. Но внешняя красота должна сочетаться с духовно-нравственным осмыслением и молитвенной чистотой. Ведь через колокола звонарь разговаривает с человеческой душой. И чтобы воздействие было благотворно, приступать к церковному звону нужно с молитвой и благословением.
Владимир Марьянович называет себя православным оптимистом. Его девиз — «Все лучшее впереди». При этом он поддерживает народную мудрость «на Бога надейся, но сам не плошай». Звонарь убежден, что Господь помогает только тому человеку, который сам не бездействует, а неустанно трудится духовно и физически.
Сам Владимир Петровский постоянно совершенствуется в своем искусстве. Чтобы через колокольный звон как можно больше людей приобщились к красоте и духовной истине.
ИРИНА АЛЕКСЕЕВА