23 сентября мы с Вячеславом Толкачевым поехали в паломническую поездку по святым местам. В Москву прибыли 25-го числа и отправились в Сергиев Посад, поклониться игумену земли русской преподобному Сергию Радонежскому. Наутро поспешили на братский молебен, отстояли литургию. Семинаристы пели знаменным распевом. Здания Лавры находятся в строительных лесах – идет реставрация. В 2014 году будет отмечаться 700-летие со дня рождения преподобного Сергия.
Распростившись с гостеприимными хозяевами, принявшими нас на ночлег, мы поехали в Покровский монастырь, поклониться мощам блаженной Матроны Московской. Также посетили Новоспасский монастырь, где приложились к чудотворной иконе Божьей Матери «Всецарица».
Вечером – поезд на Псков, а утром едем в Печоры Псковские, где находится Псково-Печерский мужской монастырь. По приезду нас разместили в паломническом центре, дали послушания. Этот монастырь основан более 500 лет назад и с тех пор ни разу не закрывался, молитва в нем не прекращалась. Среди хранимых здесь святынь мощи прмч. Корнилия, прп. Симеона Псково-Печерского, рука мученицы Татианы. Запомнилось посещение Богозданных пещер, где захоронено более 10 тысяч человек, здесь также находятся раки с мощами святых.
В Успенском храме есть чудотворная икона «Успение Божьей Матери», а возле храма находится источник, не иссякающий около 500 лет. Известно также место, именуемое «Святой горкой», на нее можно подняться по крутой лестнице. На горке находятся яблоневый сад и ягодные кусты, сюда монахи поселяют раненых животных и птиц. Совсем близко к нам подбежал не то олененок, не то лосенок. Вскоре пришел монах и начал кормить его из бутылки с соской.
По прошествии некоторого времени мы попали на беседу к архимандриту Адриану (Кирсанову), от которого можно получить наставления. Ему 92 года… Недалеко от монастыря находится часовня с источником, освященная во имя Иоанна Предтечи. Желающие могли прочитать акафист Иоанну Крестителю, что мы и делали ежедневно.
Вскоре монах, ведающий размещением паломников, отправил нас в Псков, чтобы мы посетили Крыпецкий мужской монастырь. Приехав на подворье этого монастыря, мы прождали весь день машину, которая возит паломников в Крыпецы, но она не пришла. Пошли на могилу недавно убиенного протоиерея Павла Адельгейма, он похоронен возле кладбищенского храма. Вокруг могилы много цветов, а на фотографии отец Павел выглядит как живой. Мы пропели литию об упокоении его души, попросили его святых молитв о нас, грешных.
Вечером добрались до Снетогорского женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, он находится на окраине Пскова. Этот монастырь основан, предположительно, еще в XIII веке. Сейчас в нем обитают около ста насельниц, из которых 70 уже на пенсии, семь схимонахинь. Вечерняя служба начинается в пять и заканчивается около девяти. Потом читаются Правило ко Причастию, вечерние молитвы.
У входа в монастырь стоит здание для размещения трудников, там нас и поселили. Как оказалось, в монастыре много мужской работы. Наутро нас вместе с другими паломниками повезли в подсобное хозяйство, это примерно в двадцати километрах от монастыря. Там находится коровник и поля с овощами. Мы выдергивали из земли свеклу, которая пойдет на корм скоту, обрывали ботву и складывали овощи в мешки. Потому грузили на трактор и разгружали на склад. После обеда сажали на зиму лук и чеснок. Работу закончили в восемь часов, когда начало темнеть.
Трудников кормят трижды в день. С подсобного хозяйства привозят молоко, из него монахини делают сметану, творог, масло, сыр. Рядом с монастырем есть курятник, на трапезе всегда, кроме постных дней, бывают омлет и сырники. Еду готовят на дровах, рыбу запекают в фольге, в печи.
В монастыре живет духовник обители, архимандрит Гермоген (Муртазов). 20 лет он был духовником в Пюхтицком женском монастыре, в Эстонии. После распада СССР был направлен в Снетогорский монастырь. Здесь отец Гермоген несет послушание духовника около 20 лет. Когда после вечерней службы он вышел из алтаря, к нему стали подходить богомольцы за благословением. Одна монахиня, в печальном расположении духа, говорит: «Батюшка, благословите». Он взглянул на нее и тихонько пальцами ладони хлопнул ей по лбу: «Вот тебе мое благословение». Все присутствующие заулыбались, и монахиня тоже залучилась улыбкой. От печали не осталось и следа. Меня спросил: «Тебе сколько лет?». Я говорю: «Сорок пять». Он: «А мне семьдесят восемь». Помолчал и говорит: «Вот если наперегонки побежим, мне ведь за тобой не угнаться». Всем стало смешно от его шутки. Я задал вопрос, он подумал и говорит: «Приходи завтра». Так повторялось три дня. На четвертый день он говорит: «Пойдем, поговорим». Стал вслух рассуждать. На один вопрос отвечал около 30 минут. Причем стиль беседы был особенный, ситуация рассматривалась как бы со стороны. Никаких решений он за меня не принимал, советов не давал. Только говорил о том, какие меня ждут последствия, если я сделаю тот или иной шаг. Предложил нам пожить у них в обители, потрудиться во славу Божию. Прожили мы у них около 10 дней.
4 октября, с утра мы поехали на остров Залит. Там подвизался и был похоронен праведный старец протоиерей Николай Гурьянов. Мы на острове были в 1999 году и сподобились беседы с ним. В этот раз, когда прибыли на Залит, настоятель храма во имя свт. Николая игумен Паисий (Гидраш) принял нас, как родных, накормил с дороги. Мы написали записки на Панихиду, он взял кадило, пригласил певчих, и мы пошли на могилу отца Николая. Отец Паисий отслужил панихиду, мы все ему подпевали.
После этого мы посетили келью отца Николая. Печь была натоплена. В келье стояла особая тишина. Стоят мощевики, кругом иконы, лампады горят. Место намоленное. Разрешают одеть на голову скуфью отца Николая. Такое чувство, что он и сейчас здесь живет. Когда мы пришли в церковный дом, отец Паисий опять усадил нас за стол, стал угощать свежевыловленной копченой рыбой, поить чаем с медом. И такое было чувство, что мы насытились духовной пищей. После трапезы отвез нас на моторной лодке на берег, и на машине – до Епархии.
Вернувшись в Снетогорский монастырь, мы продолжили трудиться. Складывали дрова, ремонтировали чердак, крышу, копали ямы, красили доски, носили морковь в погреб, чистили дымовую трубу. А в субботу вечером я поехал на Всенощное бдение в Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова. Что удивило: огромный храм был полупустой. Я спросил у женщины-прихожанки: почему нет людей? Она ответила, что в городе на 300 тыс. населения 40 храмов, и люди ходят туда, где им ближе.
Потрудившись в монастыре, мы стали собираться домой, так как отпуск заканчивался. На прощание отец Гермоген дал мне номер своего телефона и сказал, чтобы я звонил, если возникнут вопросы.
14 октября, на Покров Божьей Матери, мы прибыли в Москву. Стали искать церковь, в которой служит протоиерей Дмитрий Смирнов. В Благовещенском храме, где он служил, народу было очень много. Причащалось человек триста, в том числе и иностранцы. После литургии мы поехали в Елоховский собор, поклониться мощам святителя Алексия Московского. В этом храме также похоронен Святейший Патриарх Алексий II.
Вечером мы сели на поезд, идущий в Челябинск, и почти через двое суток были дома.
Игорь Шатохин, прихожанин Свято-Георгиевского храма Челябинска
<< Предыдущая На Святой Земле – такая Благодать! |
Следующая >> Поездка на Ганину яму |
Еще статьи... |
Комментарии