Человек предполагает, а Бог располагает... Намеченная паломническая поездка по маршруту Оптина Пустынь – Шамордино – Дивеево трижды переносилась. Ко всему этому добавилась тревожная информация: горят леса и не только леса, но и населённые пункты, идёт эвакуация людей, пострадавших от пожаров, на дорогах гибнут люди. Пожарами охвачены Рязанская, Тульская, Калужская и Нижегородская области. Конечно, было не спокойно на душе, но это для тех, кто без Бога. А тем, кто с Господом – всё возможно! И 1 августа в день памяти преподобного Серафима Саровского паломнический автобус отправился по указанному маршруту.
Спокойно проехали мы территорию Башкирии, Татарстана и рано утром 2 августа, на Ильин день, уже были в Рязанской области. За окнами мелькали аккуратные посёлки, деревеньки. Прочитав утреннее правило, мы помолились Архангелу Михаилу словами древней молитвы, написанной на паперти Чудова монастыря в церкви Михаила Архистратига:: «О, чудный Архангеле Михаиле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбех, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! … О, Великий Архангеле Михаиле! Помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча, напрасныя смерти, от всякаго зла, от врага льстиваго, от бури наносимыя и от лукаваго избави мя, Великий Михаиле Архангеле Господень, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Через некоторое время после прочтения молитвы мы въехали в село и увидели большой старинный храм. Каково же было наше удивление: это оказался храм Архистратига Божия Михаила! Храм готовился к утренней службе, собирались прихожане. Наши паломники заказали требы, поставили свечи Архангелу Михаилу и Илье пророку, благословились у настоятеля храма и продолжили наш путь.
Дальше наше путешествие продолжалось в зоне пожаров: дымовая завеса сопровождает нас на протяжении всего пути, обуглившиеся деревья в лесах, сгоревшие деревни, Рязань в дыму, люди в респираторах, а поэтому и молитва усиливается, всё больше просим Господа не ввергать нас в напасти, обращаемся за помощью к Царице Небесной и ко всем святым, читаем и поём акафисты, молитвы.
Через 38 часов пути мы приехали в Свято – Введенскую Оптину Пустынь, расположенную на берегу реки Жиздра, в окрестностях древнего города Козельска. Города, подвергавшегося беспрестанным вражеским набегам и известного своим героическим противостоянием монголо-татарам в 1238 году, за что и сравнял его с землёй воинственный и беспощадный хан Батый.
2, 3 августа. Предположительное время возникновения монастыря – 15 век. Основан он покаявшимся разбойником Оптой. Оптина Пустынь – «живоносный источник духовной благодати, врачующий души и тела страждущих», к которому стремятся богомольцы со всего света. В 19 веке монастырь посещали Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь, К.Леонтьев, В.Соловьёв, С.А.Нилус, братья Киреевские, а сейчас кроме нас, челябинцев, в монастырь приехали молдоване, киевляне, одесситы, калмыки, екатеринбуржцы. Четырнадцать всероссийски прославленных святых составляют Собор преподобных старцев Оптинских. О том, какой отклик вызвала Оптина пустынь в душе каждого паломника, можно сказать словами иеромонаха Василия / Рослякова +1993/: «О, созвездие небосвода иноческого, о, дивная стая орлиная; многосвещное паникадило храма Богородицы; истинная гроздь винограда Христова – тако рече вам, отцы преподобнии, тако именуем и славим собор святых Оптинских».
3, 4 августа. Богослужения во Введенском соборе, где находятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария Оптинских, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери (в храме находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия 1), исповедь в храме иконы Божией Матери Владимирская (храм-усыпальница преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия 1, Иосифа, Варсонофия, Анатолия 11), благодарственные молебны в храме Преображения Господня, кладбищенские надгробия, наземная колокольня, ставшая последней ступенью земной жизни убиенных иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, три креста, устремлённые ввысь, над могилами братьев – всё это суть духовной жизни монастыря. По нашей просьбе наш земляк, отец Алексей, отслужил панихиду у надгробий.
Посетили мы источник Амвросиевского колодца у ограды Иоанно – Предтеченского скита, погружались в источник преподобного Пафнутия Боровского, потрудились на монастырских полях по прополке моркови, исполнились духовной радости и, расставаясь с Оптиной, вновь хочется сказать словами иеромонаха Василия /Рослякова/: «Радуйся, земля Оптинская… Ангелами место возлюбленное… Велия слава твоя! Красуйся благословенная, и ликуй, яко Господь с тобою!».
4, 5 августа. Казанская Амвросинская ставропигиальная женская пустынь в Шамордино основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского, чадолюбивого отца, который был «душой» монастыря и собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Всё здесь начиналось и делалось по его благословению. Всё это продолжила первая настоятельница монастыря схимонахиня София, духовное чадо отца Амвросия, ныне похороненная на территории монастыря. Необыкновенное гостеприимство и забота о паломниках, проявленные к нам, вкусная еда на трапезах, скромные, но уютные жилищные условия - это традиция данной обители.
Отрадно было в жаркую погоду погрузиться в холодные воды Амвросиевского источника, спустившись на 227 ступенек, попить воды и, поднявшись на площадку, примерно наполовину ступенек, охватить взором простирающуюся далеко к горизонту луговую долину, где по преданию было явление преподобному Амвросию иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Незабываемыми остались в памяти ночные молитвенные бдения монастыря: в 3.00 ночи, в полумраке только при свечах и лампадах. И всё в это время было Божественным: возгласы священника, лёгкое, проникновенное молитвенное пение монахинь, само их присутствие, величественная красота Божественной литургии!
Потрудились наши паломники и на монастырских послушаниях: паломницы солили огурцы, резали яблоки для компотов, соков, сухофруктов, а паломники трудились на огородах и в яблоневом саду. Зато нам в дорогу благословили хлеб, гречневую кашу и макароны!
Недалеко, в 5 километрах от Шамордино, мы посетили скит мужского монастыря в честь Спаса Нерукотворного. Недавно восстановленный, он поразил нас своим величием, необыкновенно красивыми окрестностями. Здесь нам поведали о мудрости и прозорливости столетней старицы схиигуменьи Сепфоры, проживавшей в этом скиту менее двух лет пред своей кончиной. В её келли страждущих паломниц слегка побили по больным местам лёгким посошком матушки, помазали масличком, что помогло избавиться от недугов. А недалеко в лесу – источник в честь иконы Божией Матери «Животворящий источник», конечно же, мы купались и пили водичку!
5 августа под утро мы уже были в Муроме, в одном из древнейших городов Руси, упоминаемом в «Повести временных лет» вместе с Ростовом Великим и Новгородом Великим. Крестителем муромского края был благоверный князь Константин (Ярослав), который определил христианское бытие города в православной вере и явился небесным ходатаем о создании монастыря. В 1547 году князь Константин и чада его Михаил и Феодор, убиенные язычниками, были причислены к лику святых на Московском Соборе Русской Православной Церкви, созванном митрополитом Макарием, а в 1556 году возник и Свято – Благовещенский мужской монастырь, из которого 900 лет назад воссиял Свет христов над языческой Муромской землёй. Недолгое время Муромским княжеством правил святой благоверный князь Глеб, сын Крестителя Киевской Руси святого равноапостольного князя Владимира, убиенный в 1015 году. Он и основал на муромской земле Спасо-Борисоглебский монастырь.
Муромский Свято–Троицкий женский епархиальный монастырь – здесь мы приложились к святым мощам преподобных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев, отдохнули во внутреннем дворике монастыря, полюбовались красивым современным дизайном цветников в сочетании с древними стенами монастыря, попили водички из святого источника благоверных князя и княгини. Величественные древние храмы были покрыты лёгкой, но заметной дымовой завесой и, как-бы восставали из глубины веков.
5, 6 августа. И, наконец, мы приехали в Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский женский монастырь. Сначала поехали на святой Серафимовский источник, окунулись, полюбовались окружающей нас красотой. Затем устроились в паломнической гостинице «Северная». Сестры, принимавшие нас, сказали: «Вы у нас как королевишны будете жить. Батюшка Серафим вас так ждал! Вас 21 и мест женских тоже 21» (и это в 600 местных гостиницах!). А потом и мужчин также устроили. Их 8 и мест ровно 8!
А дальше вновь Богослужение. На Всенощном бдении - помазание и прикладывание к мощам преподобного Серафима, а после вечерней трапезы – Святая Канавка, особая дивеевская святыня. Как говорил батюшка Серафим, Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Эта Канавка до небес высока! И как Антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит! О благодати, дарованной этому месту, Батюшка говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев», заповедуя тем читать молитву: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие , Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». После каждого десятка богородичных молитв по традиции читают молитвы «Отче наш… и «Милосердия двери…» и поминают о здравии и упокоении сродников и близких.
После Канавки посетили мы и святые источники в честь иконы Божией Матери Казанская и святого великомученика и целителя Пантелеимона. Утром, помолившись на ранней Божественной литургии и причастившись Святых Христовых Тайн, исполненные духовной радости мы отправились в обратный путь. Господи, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спаси нас! Слава Богу за всё!
<< Предыдущая Русская Вера. |
Еще статьи... |