28.06 – 07.07.11 по святым местам маршрута Челябинск – Казань – Сергиев Посад – Москва – Оптина Пустынь – Шамордино – Клыково – Годеново – Боголюбово – Челябинск.
Лето - благословенное время года! Пора отпусков и каникул. У многих прихожан Свято–Георгиевского храма возникает доброе желание посвятить это время не праздному отдыху, а духовному деланию, а именно, направить свои физические усилия на молитвенный труд, способствующий укреплению веры и духовных сил, помолиться за своих близких, часто страждущих душевными и телесными недугами. А в связи с этим посетить уже знакомые и ставшие любимыми святые места и открыть для себя другие, ещё неизведанные.
Каждая паломническая поездка сопряжена с большими усилиями, т.к. необходимо выстроить время отпуска и совместить его с поездкой, наладить домашние дела, на кого–то возложить попечение о своём доме, о саде–огороде и другие заботы. И, наконец, когда всё организовано в душе звучит: «Слава, Тебе, Господи! Мы едем!»
В поездке всё расписано по плану: совместное прочтение утренних и вечерних правил, чтение и пение акафистов святому Николаю чудотворцу, Пресвятой Богородице, святому преподобному Сергию игумену Радонежскому, просмотр православных фильмов, таких как: «Святые источники России», «Святое знамение России» (Фильм о судьбе Первообраза иконы Казанской Божией Матери), «Раифский монастырь» (История от начала, 1613 - 2013), «Оптина Пустынь», «Не отбивайтесь от Оптиной» (Рассказ об исторической судьбе знаменитого русского монастыря), «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь» (слайд – шоу с видами монастыря), «Животворящий крест в Годеново» (Фильм - паломничество).
Все фотографии смотрите на страницах нашего "Фотоальбома".
1. Самый сложный по расстоянию «пролёт» - это до Казани. Усталость, да она была, но это окупилось посещением Казанского кремля и знакомством с его достопримечательностями и святыней - Благовещенским собором (основатель прп. Гурий), который соединяет в себе пять веков от начала строительства (сейчас охраняется как памятник мировой культуры), затем разрушения и последующие реставрации икон, настенных росписей и фресок в наше время (16 – 20 века). И ещё одна радость – встреча в Крестовоздвиженском храме (основан преподобным Варсонофием) с Казанской иконой Божией Матери, вернувшейся в свою обитель из Америки. Купленная из частной коллекции штата Калифорния, икона попала в Великобританию, а затем в Европу (Ватикан). В 2005 году мэр города Казани встречался с папой Римским Иоанном-Павлом II и договорился об обмене: Ватикан возвращает икону Божией Матери Казанскую Казани, а в обмен в центре города Казани должен быть выстроен католический храм, что было и сделано.
2. Отдыхать нам пришлось в другом месте. Совсем рядом с Казанью – Святая обитель, Раифский Богородицкий мужской монастырь. Как отмечает его наместник, архимандрит Всеволод: «Во все времена Раифский монастырь отличался своей открытостью, подвижничеством, просвещенностью, современностью и широкой миссионерской деятельностью. Раифский монастырь не отгораживается от мира, он – часть его. ... Раифа стала святым врачевателем: через неё происходит исцеление наших душ, очищение помыслов и переосмысление ценностей жизни. Святая обитель должна служить Богу, помогать людям, живущим на этой земле. ... Так что мы всегда рады видеть мирян в Раифском монастыре – врата Святой обители всегда открыты для всех. Пусть в ваших сердцах зажжётся негасимый огонёк веры, надежды, любви и не погаснет никогда!»
Действительно, обитель гостеприимно приняла нас, несмотря на уже позднее время. Нас поразила необыкновенная умиротворённость и покой, чистота и красота внутреннего пространства монастыря, обилие разнообразных цветов, а за стенами монастыря - тихий пруд, поверхность которого покрыта жёлтыми головками кувшинок. Испив прохладной воды из святого источника, мы поплескались слегка в пруду и приготовились ко сну. На ночлег нас принял храм в честь святых мучеников, убиенных на Синае.
В храме во имя Грузинской иконы Божией Матери находится главная святыня обители – Её чудотворный образ, почитаемый и любимый народом, так что иногда здесь собиралось до 15 тысяч паломников! Эта икона была похищена в Грузии в 1622 году во время нашествия персидского шаха Аббаса. Икона была выставлена на продажу в Тегеране, где её и купил приказчик Стефан Лазарев. У этой иконы было множество исцелений. За Её чудотворения царь Алексей Михайлович повелел совершать с Ней крестные ходы по всем городам и сёлам России, которые доходили до реки Лены в Сибири. Предание сообщает, что во время строительства Раифской обители в 17 веке митрополит Казанский Лаврентий, по указанию свыше, направил лучших местных иконописцев на Пинегу, в весьма отдалённый от Казани Красногорский монастырь, для снятия списка с чудотворного образа Пресвятой Богородицы, принесённого из Персии. С 1742 года и по настоящее время икона находится в своём храме.
3. Следующий этап – Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра – средоточие древнерусской православной культуры. Это её центр и сердце. Святая обитель, основанная великим подвижником земли Русской – преподобным Сергием игуменом Радонежским, восхитила нас своим величием и мощью. Мы поспешили к святым мощам преподобного Сергия и успели приложиться к ним под непрерывное пение акафиста святому, а дальше – участие в богослужении на всенощном бдении, а затем – святой источник. Ожидая у купели своей очереди, мы пели духовные песнопения, читали молитвы, тропари. Особенно радовались наши юные паломники, несколько утомлённые длинной дорогой, они проявили необыкновенное усердие и многократно погружались в источник. Здесь нас благочинный монастыря благословил ночевать в трапезном храме среди потрясающе красивых старинных икон. Поистине Божия благодать и милость к нам, паломникам. Наутро – ранний братский молебен, исповедь, а затем Божественная литургия, во время которой многие исповедались и причастились у мощей преподобного Сергия. Это уже было чудом для большинства наших паломников.
Но это было ещё не всё. Мы почувствовали, что преподобный Сергий явно водительствует нами, и что ничего случайного здесь нет. Появился служащий, который подвёл нас к старинной черной железной двери с круглой дырой, когда – то пробитой во время нападения поляков. И мы очутились в том самом месте, где преподобному Сергию являлась Сама Царица Небесная. Все пали ниц, нас объял трепет, от осознания того, где мы пребываем и о нашем недостоинстве здесь находиться. Между тем, комната была заполнена множеством различных святынь, начиная от части руки первомученика диакона Стефана: частицы мощей, мощевики, камни с Гроба Господня и Гроба Божией матери – и мы имели возможность приложиться ко всем святыням. Не всегда и не все попадают в эту комнату, а нас Господь сподобил, а преподобный Сергий пропустил!
4. Дальше наш путь лежал в Гефсиманский Черниговский скит, который был основан в 1844 году митрополитом Московским Филаретом и наместником Лавры Антонием в 3,5 км к северо-востоку от Лавры. В 1847 году при этой обители поселился Христа ради юродивый Филипп, который основал при ските пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры. Около Филиппа стали собираться монашествующие, ищущие безмолвия и уединения. И в 1851 году состоялось освящение пещерной церкви Архистратига Божия Михаила.
Верхний надпещерный собор был выстроен и освящен в 1893 году в честь чудотворного образа Черниговской иконы Божией Матери, которую пожертвовала для храма девица Александра Филиппова. Нам, современным православным людям, привыкшим к комфорту и уюту, трудно было себе представить, как в таких сложных условиях проживали монахи: каждый рыл себе келию, стены и потолки которых были постоянно влажными, не было вентиляции и отопления, а значит – не хватало воздуха и было не тепло. Кроме того пещерная часть монастыря отделялась от скита глубоким оврагом, заполненным водой. Но монахи жили и совершали молитвенный подвиг. И в таких трудных местах Господь ставил на служение тех, кто смог это преодолеть. Здесь трудился «старец-утешитель» Варнава, принявший от Бога дар прозорливости и исцеления от душевных и телесных недугов. Утверждённый в звании народного духовника, старец принимал ежедневно от 500 до 1000 человек, каждому подавал душеспасительные советы и утешения. Всех называл «сынками» и «дочками».
В начале 1905 года старца посетил император Николай II, которого преподобный Варнава благословил на принятие мученической кончины. А сам преподобный Варнава в 1906 году почил в алтаре домовой Успенской церкви Сергиво-Посадского дома призрения пред престолом с крестом в руке. Воистину «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Святые мощи старца Варнавы ныне покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери.
Разбитый и осквернённый в богоборческое время (примером глумления и осквернения является икона Божией Матери, на которой сохранились дыры от пулевых выстрелов в упор, в Её Сердце и в Лик, находящейся на аналое при входе в храм), а ныне возрожденный из руин, Черниговский скит величаво красуется, устремляясь своими куполами в поднебесье. И в то же время он смиренно принимает нас, пришельцев из суетного мира, не наказывая, а наставляя и указывая путь к спасению.
5. Попрощавшись с Черниговским скитом, мы благословились на дальнейшее путешествие и направились в Хотьково, в женский монастырь, красивый, тихий и уютный, где покоятся святые мощи родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии. Приложившись к мощам, мы посетили монастырское кладбище, поклонились могилам родителей преподобного и продолжили свой путь на Москву.
6. Москва. В Москве нас приняло сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского при храме Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Сестричество, проходящее служение ближним по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, является ступенью для подготовки воцерковлённых девушек, желающих приготовить себя к монашеской жизни, потрудиться в храме, находящемся в Москве и на загородном подворье храма. Сестры с радостью нас встретили, организовали вечернюю трапезу, на столе было много вкусных постных блюд. Затем мы посетили их книжный магазин, который входит в десятку лучших православных магазинов Москвы, согласно рейтингу интернет-портала «Православная книга России». Конечно же, все мы приобрели книги, молитвословы, иконы, диски с песнопениями – удержаться было просто невозможно, т.к. в магазине представлено несколько тысяч наименований. Но сестры нас ещё и одарили содержательными и красочными календарями. Вечером, после ужина, сестра Вера провела для нас познавательную экскурсию внутри храма. Она рассказала его историю, познакомила со святынями и иконами, большинство из которых написаны руками сестёр и получается икон таких как у них, нигде больше и нет. Особое внимание сестра обратила на икону убелённого сединами старца, держащего в своих объятиях младенца. Это Стилиан, святой получивший от Господа особую благодать – покровительства малым детям и скорый помощник в их воспитании. Преподобный Стилиан бесстрашно боролся с тремя врагами – бесом, миром и плотью. Победа над ними свидетельствует о героизме и сверхчеловеческом подвиге подвизающегося. Так в образе святого Стилиана воссияла светлая звезда подвижнического жития и был явлен пример жизни детям и взрослым.
7. Рано утром мы отправились в Покровский женский монастырь к святой блаженной старице Матроне. Это путешествие по Москве, без автобуса, через метро, нас немного встревожило. Для нас, жителей по сравнению со столицей провинциального города, поездка оказалась сложной: не потеряться, успеть ступить на ступеньки быстро движущегося эскалатора, сориентироваться на переходах, зайти в нужный вагон и выйти на нужной станции – другая скорость мышления и сноровки. Но, мы справились, по дороге купили букеты цветов для возложения к раке и вот уже стоим в длинной очереди у стен монастыря. Время, потраченное на стояние, мы использовали для чтения и пения акафиста Матронушке и поэтому довольно быстро подошли к мощам и к иконе. Заказали требы, побывали частично на богослужении, набрали воды, поблагодарили Господа и отправились в дальнейший путь по Москве.
Оставшееся время мы использовали для посещения Донского монастыря, основанного благоверным князем Димитрием Донским, где приложились к древней святыне, перед которой молились воины во время Куликовской битвы, иконе Донской Божией Матери и к мощам Святейшего Патриарха святителя Тихона.
8. Итак, мы держим путь в Свято-Введенскую Оптину Пустынь. Приехав в монастырь рано утром, мы успели на Божественную литургию и на молебен преподобному старцу Амвросию. Посетили часовню, где припали к каменным гробницам убиенных братьев иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, затем устроились в паломнической гостинице, посетили источник святого Пафнутия Боровского, окунулись и освежились, а затем пошли на послушание на монастырские огороды. Там наши паломники пололи морковь и свёклу, утоляя жажду монастырским квасом. Вечерняя служба закончилась крестным ходом вокруг монастырской стены с молитвенными песнопениями. У ворот монастыря состоялся разговор с дежурным охранником, который проявил внимание к нашим отрокам Виталию и Евфимию. Узнав об их трудностях, он обещал помочь встретиться с одним из монахов для беседы. И Господь послал им встречу со схимонахом Евфимием, который долго с ними беседовал, а затем утром подарил им иконы и молитвословы, благословил молиться и выполнять то, что он им велел. Отроки были переполнены от счастья. Евфимий сказал, что по возвращении домой обустроит домашний иконостас, чтобы молиться и готовиться быть в будущем диаконом.
9. Утром следующего дня мы вновь на богослужении, поздравляем причастников с принятием Святых Христовых Таин, вновь молимся на молебне святому преподобному Амвросию Оптинскому и встречаемся всей группой на экскурсии по территории монастыря. Слушаем рассказ экскурсовода об Оптиной Пустыне и о том, что являлось особенностью данной обители – это старчество, названное Богопрославленным собором и древом старчества многоплодным. И просим их: преподобные отцы наши: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон исп., прпмч. Исаакий – молите Бога о нас!
10. Прежде чем поехать в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь мы проехали в село Клыково, расположенное на возвышенном живописном берегу речки Серены, неподалёку от Козельска и в пяти километрах от Шамордино. Места эти в древности подвергались нападкам татар, когда козельчане уничтожили их более четырёх тысяч, а в советское время – большевиков, опустошивших Святую Русь, чуть ли не злее татар. Следы их разрушительной деятельности остались на берегах речки Серены: разорено поместье поручика Полторацкого, построившего храм Спаса Нерукотворного, разрушен и сам храм почти до основания.
И это место не оставила Божия благодать. Во время восстановления Оптиной были посланы таинственные вести от Господа Клыкову: появление некоего дивного предмета в виде сверкающего огненного ковша; явление в небе склонившегося над храмом Спасителя и, наконец, видение летящего Ангела небесного над речкой Сереной. В 1992 году началось восстановление храма. А предсказала возрождение обители старица матушка Сепфора, которая впоследствии и жила при этом монастыре. Мы посетили могилу старицы и её скромный домик. А в домике, в келии матушки Сепфоры, замироточила её фотография, к которой мы все приложились, нас помазали лампадным маслом и постучали палочкой, которой схимонахиня обычно лечила человеческие немощи. Недалеко от Клыково мы посетили святой источник, попили водички и искупались, взбодрились и продолжили наш путь.
11. Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Это уже полюбившаяся нам женская обитель. Нас как всегда приветливо встретили, назначили послушания. Паломники, у кого хватило сил, участвовали в богослужении в ночное время в храме преподобного Амвросия Оптинского, который был душой монастыря. Всё здесь начиналось и делалось по его благословению, здесь он и скончался, но молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. Посетили мы и могилу первой настоятельницы Шамординской обители, духовной дочери старца Амвросия – схимонахини Софии. Монахини с радостью принимают от паломников желание помочь в их хозяйстве. Наши послушания были разнообразными: работа в огороде, прополка травы на могилках монахинь на монастырском кладбище, работа на монастырской кухне, консервирование овощей – все послушания паломники выполняли с радостью. Наши паломники привезли в качестве пожертвования медицинскую аптечку для монастырской больницы.
12. И, наконец, наше паломническое путешествие приближалось к концу. Впереди – Годеново, новое для всех нас место, где было явление Креста с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. Пытались богоборцы уничтожить Крест – Распятие, но безуспешно – ни железные топоры и пилы, ни огонь не смогли повредить святыню. Заказав записки на разные требы, мы пропели акафист Животворящему Кресту Господню, приложились к Распятию, купили для нашего храма большую Икону – Распятие и отправились в обратный путь.
13. Погода стала портиться: пасмурное небо, дождь и холодный ветер – несколько смущали наших паломников. Мы отправились в обратный путь и решили немного отдохнуть в Боголюбово, в женском монастыре. Но попали на большой праздник – 900-летие благоверного князя Андрея Боголюбского, положившего начало русской государственности. Мы включились в праздничную программу, которую составляли: встреча гостей в Боголюбском монастыре (9 Владык, среди которых был владыка из Болгарии), Богослужение в соборе Боголюбской Божией Матери, крестный ход к месту убиения князя Андрея, шествие к храму Покрова-на-Нерли, молебен в храме Покрова–на-Нерли, концерт духовной музыки и поэзии. По нашим молитвам к Пресвятой Богородице, Матерь Божия привела нас в свою обитель, а Господь позволил нам на такой мажорной ноте завершить наше паломническое путешествие. Богу нашему Слава!
<< Предыдущая Царский крестный ход 16–17 июля. |
Следующая >> Паломническая поездка к иконе Божией Матери, именуемой Табынская. |
Еще статьи... |