День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мариянаходились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.
С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.
Православие и мир.
Еще статьи...- О Рождественском посте.
- Первая седмица Великого поста. Великий канон прп. Андрея Критского. Освящение «колива». Торжество православия.
- Начинается Великий пост.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Вторая седмица Великого поста. Память св. Григория Паламы.
- Третья седмица Великого поста. День памяти Сорока Севастийских мучеников.
- Третье воскресенье Великого поста (Крестопоклонное). Вынос Креста и поклонение ему.
- Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.
- Радуйся, Благодатная!
- Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
- Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской.
- Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
- Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим: торжество служения.
- Вмч. Георгия Победоносца (303). Престольный праздник.
- Апостола и евангелиста Марка (63).
- Апостола Иакова Зеведеева (44).
- Святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).
- Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом. Исцеление расслабленного при Овечей купальне.
- Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида.
- Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
- Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Беседа Иисуса с самарянкою.
- Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.
- Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Исцеление слепорожденного.
- Отдание праздника Пасхи. «Господи! Дай нам не забыть это!»
- Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389).
- Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца (1431).
- Равноапостольных царя Константина (337) матери его царицы Елены (327).
- Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850).
- Праведный исповедник Иоанн Русский. (1730).
- Отдание праздника Вознесения Господня.
- Троицкая вселенская родительская суббота.
- Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
- Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших.
- Апостол Иуда, брат Господень (ок. 80).
- Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси (1607).
- Святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, Чудотворец (1966).
- Владимирская икона Божией Матери (1480).
- Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы (1228).
- Тихвинская икона Божией Матери (1383).
- Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).
- Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы (XIV).
- Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII).
- Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел (67).
- Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
- Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284).
- Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).
- Святые Царственные Страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (1918).
- Святитель Андрей, архиепископ Критский (740).
- Преподобный Андрей Рублев (XV).
- Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
- Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918).
- Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Чимеевская Казанская икона Божией Матери (1770).
- Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
- Преподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов (1073).
- Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена (969).
- Собор Архангела Гавриила.
- Равноапостольный великий князь Владимир, во святом Крещении Василия (1015).
- Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).
- Святой пророк Илия (IX в. до Р.Х.).
- Святой пророк Иезекииль (VI в. до Р.Х.).
- Мироносица равноапостольная Мария Магдалина (I).
- Почаевская икона Божией Матери (1675).
- Праведный воин Феодор Ушаков (прославление 2001).
- 7 августа Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
- Великомученик и целитель Пантелеимон (305).
- Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия» (Путеводительница) (1046).
- Мученик Иоанн Воин (IV).
- Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн (1922).
- Успенский пост.
- Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832).
|