Еще до начала Великого поста, в среду и пятницу (2 и 4 марта) богослужения совершаются по великопостовому чину, литургия в эти дни не совершается. В течение всего поста, кроме Страстной седмицы, в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в субботу Литургия Иоанна Златоустого, в воскресенье Литургия Василия Великого, в понедельник, вторник и четверг, кроме праздников святых 40-ка Севастийских мучеников (22 марта), «Стояние Марии Еги-петской» (5 апреля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) литургии не совершаются.
По воскресным дням, начиная с 20 марта, с 15-00 совершаются вечерние службы с чтением акафиста страстям Господним (Пассия).
Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а Богослужение особенной продолжительностью. На первой седмице Великого поста, в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу утром службы совершаются с 7-30.
В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг), в 16-30 на Великом повечерии читается Великий покаянный канон св. прп. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по ко-личеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).
Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива», т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.
<< Предыдущая Начинается Великий пост. |
Следующая >> О Рождественском посте. |
Еще статьи... |