27 мая 2018 года учеников воскресной школы Свято-Георгиевского храма наградили за успехи в каллиграфии и изобразительном искусстве. Церемония состоялась в день Святой Троицы, после богослужений. Настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский поблагодарил ребят и педагогов за труды и отметил, что митрополит Челябинский и Миасский Никодим одобрил новый почин воскресной школы, когда увидел итоговые работы учеников в рамках Славянского Собора.
«Владыка Никодим упомянул, что такая работа должна проводиться не только в нашем приходе, но и большинстве воскресных школ Челябинска, – сказал отец Владимир. – Мне хотелось бы поздравить вас с завершением этого учебного года и пожелать, чтобы вы и в будущем году не забывали занятия в воскресной школе и наш храм».
Бурю эмоций вызвал просмотр фотографий: как проходили занятия по каллиграфии и выставка работ в Челябинском государственном институте культуры (на епархиальном празднике, посвященному Дню святых жён-мироносиц).
Листая фотолетопись, все изрядно повеселились. Вспоминали, как пачкались, как неправильно работали с пером и тушью, как ставили кляксы.
Во время обучения дети и взрослые изучали не только технику письма, но и историю азбуки, образцы первых букварей (первопечатника Ивана Фёдорова, просветителей Кариона Истомина, Василия Бурцева), значимые реформы алфавита и орфографии, способы приготовления чернил и другие интересные факты, связанные с письменностью.
В итоговой работе ученики переписали первую главу Книги Бытия (семь дней создания Мира), а ребята студии изобразительного искусства под руководством опытного педагога Галины Николаевны Гааз оформили текст красивыми иллюстрациями, буквицами и орнаментом, без её усилий и терпения юных художников была бы невозможна итоговая работа.
Всего в подготовке этой работы участвовало больше двадцати человек, и каждый ученик по-своему проявил характер: кто-то с упорством, по пять раз переписывал строчку или целый отрывок текста, добиваясь аккуратности, кто-то решал самостоятельно украсить текст орнаментом или буквицей, а кто-то работал с таким упоением и педантичностью, что страшно было подойти.
Коллективная работа дала возможность каждому её участнику почувствовать индивидуальную ответственность за общее дело, позволила ученикам оценить красоту написанных текстов и сделала большой шаг в приобщение детей к чтению Священного Писания.
И вот торжественный момент: вручаются грамоты и специально изготовленные к этому дню значки с надписью «Храм святого великомученика Георгия Победоносца, воскресная школа». Старинный устав стилизован под вязь, а способ оформления заимствован с одной из мозаик стен Свято-Георгиевского храма.
Замечательные тёплые слова адресовала своим воспитанникам директор воскресной школы, Заслуженный работник культуры РФ Людмила Петровна Санпитер:
«В наше стремительное время очень важно остановиться, собраться мыслями. Искусство каллиграфии способствует этому. Это не просто письмо – более серьёзные, более глубокие процессы происходят в сознании людей. Пишущий не просто переписывает текст, он пытается выполнить свою работу красиво, безупречно. И пусть не с первого, но со второго, третьего, пятого раза получится. Мастерами не рождаются, но становятся. И кто старается, кто терпеливо добивается совершенства в своей работе, тот и будет мастером в любом деле».
Педагог по живописи Челябинского государственного педагогического университета Елена Николаевна Брюзгина отмечает:
«Я вижу замечательный коллектив, вижу, какие добрые люди работают с нашими детьми! Ребятам просто повезло, и нужно всегда быть с такими людьми, которые вкладывают в них свои знания и теплоту. Сколько педагоги воскресной школы нашли слов для каждого ребёнка! Как прочувствовали и поняли каждого, вложили ученикам частицу своей души! Желаю, чтобы школа процветала, чтобы сюда приходило много детей и взрослых. Это как раз то место, которое делает всех нас добрее, лучше».
«Когда мы начинали, некоторые испытывал неуверенность, а некоторые проявляли излишнюю поспешность, – с улыбкой вспоминает преподаватель каллиграфии Александр Олегович Коваль. – Кто-то из ребят ещё до начала первого урока хватал перо со стола и неправильно пытался его вставить в перьедержатель, а кто-то умудрился вымазаться закрытой бутылкой туши в первые пять минут, как только зашёл в класс. До сих пор не понимаю, как им это удалось. К чему мы пришли, можно посмотреть на стендах — прекрасные работы юных мастеров! Пусть не безупречные, для этого необходимо больше заниматься, но все ученики могут уверенно работать пером и тушью. Одна из целей этой итоговой работы заключалась в том, чтобы ученик увидел их законченность. Понимание того, что начатое дело нужно обязательно завершить, а взятые на себя обязательства – выполнить, очень важно для воспитания характера человека. Все ребята молодцы, и я очень им благодарен за то, что учился с ними вместе».
В следующем году занятия будут продолжены, их будет вести педагог Надежда Анатольевна Преданникова, которая сообщила: «В следующем учебном году мы планируем работать в тесном взаимодействии с предметом изучения Закона Божьего, будем оформлять индивидуальные работы, тем более что многие из учеников уже задумались над собственными проектами. Мы уверены, что перепись молитв, псалмов, текстов Священного Писания сделает наш внутренний духовный мир богаче. И, конечно, мы приглашаем новых учеников: и детей, и взрослых».
После церемонии награждения ребята прочитали хором переписанный древним уставом текст из Псалтыри: «Как лань желает к потокам воды, так душа моя желает к тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие...» (Псалом 41).
К сведению читателей: устав — это тип письма, которым писали на Руси в X-XIV веках. С течением времени он видоизменялся, ранний устав X-XI века отличается от позднего устава XIV века. На занятиях по каллиграфии в качестве учебного образца был взят ранний устав из самого древнего известного датированного памятника кириллического письма — Остромирова евангелия 1056-1057 года. Эта книга представляет собой богослужебный евангелие-апракос, который применялся в древности на церковных службах. Евангелие было заказано новгородским посадником Остромиром, поэтому его и называют Остромировым, а написал его дьякон Григорий, о чём составил в конце книги надпись и указал дату.
Как рассказал педагог Александр Коваль, начало изучения древнего искусства сопровождалось некоторыми трудностями. Ученики сразу поняли, что для создания красивой работы требуется большое терпение, усидчивость, аккуратность, целеустремлённость. Классический подход к обучению — написание палочек и кружочков, как в первом классе (без этого невозможно научиться письму) — может показаться скучным. Поэтому перед преподавателями стояла задача: как предложить ребятам выводить буквы и при этом сделать занятия интересными, познавательными, полезными, радостными.
Дети любят рисовать, поэтому самый простой путь к обучению письму лежал через рисунок. Но вместо привычных кисточек и карандашей использовались перья для каллиграфии и тушь. Поскольку рисунки - птички, кошки, цапли и др. - были простыми и рисовались за три-четыре взмаха пера, то ребята видели положительный результат в конце каждого урока.
Однако самое главное удивление их ожидало впереди. Где-то через пару занятий ученики понимали, что могут написать несколько букв. Ведь каждый рисунок включал в себя их элементы. Получалось так, что когда ученик рисовал — он учился писать! Отдельные элементы рисунков преобразовывались в буквы!!!
Для изучения каждой буквы были разработаны простые рисунки животных, растений, бытовых предметов, которые можно изобразить пером в несколько движений.
Полученный в воскресной школе Свято-Георгиевского храма опыт отразился в учебной программе по каллиграфии, которую так и назвали — «Птичка». По этой программе новые ученики смогут попробовать прикоснуться к этому удивительному искусству в следующем учебном году.
- Конечно, для написания твёрдого и ровного текста необходима регулярная тренировка, – объясняет Александр Олегович. – Если не заниматься, то навык теряется. Занятия каллиграфией очень полезны людям всех возрастов, во время работы пером и тушью каллиграфу необходимо сосредоточение мыслей и тела. Как в молитве! Если неправильно держать осанку, не выровнять дыхание, не успокоиться, то буквы не получатся ровными и красивыми. Тому, кто занимается каллиграфией, легче сосредотачиваться над любым делом.
И важно, что мы думаем, когда пишем. Человек, который переписывает Священное Писание, несколько раз прокрутит в голове каждую фразу, и текст надолго отложится у него в памяти! Да и не только, он обязательно захочет разобраться, что он пишет! А значит, постарается понять суть христианского православного учения!
Пользу от занятий каллиграфией невозможно переоценить, особенно в наше стремительное время мобильных телефонов и компьютеров…
А вот что говорит мама Лизы Мамылиной, Яна Олеговна:
- Моя дочь Лиза благодаря занятиям каллиграфии стала более усидчивой, собранной, уравновешенной – это видно сразу. Она фантазерка, очень любит что-то придумывать, учится хорошо. Я тоже очень хочу заниматься, но нет времени. И я очень довольна, что Лиза с желанием занимается каллиграфией. Она и дома любит посидеть, порисовать фигурки либо что-то написать, особенно перед сном …
Бабушка пятерых внуков Галина Павловна Зыкова с улыбкой добавляет:
- Обучение каллиграфии – это новое в нашей жизни, нашей воскресной школе. И это очень полезно для развития детей. Пусть не все дошли до итоговой работы, но есть шансы продолжить занятия в будущем году. У меня начинали пятеро внуков, но дошла до конца одна Наташа (Седова), она рисует хорошо. Конечно, педагог хороший: предмет знает и с детьми умеет работать, спасибо ему большое. Пожелание такое: чтобы в следующем году дети продолжали учиться, а Александру Олеговичу хочется пожелать здоровья, счастья, успехов в творческой жизни…
Материал подготовила Римма Галимханова
<< Предыдущая В воскресной школе Свято-Георгиевского храма прошёл праздничный концер... |
Следующая >> В Свято-Георгиевском храме прошёл детский Пасхальный праздник |
Еще статьи... |