Издревле служба в православном храме стоится по определенным канонам и состоит из молитв, возгласов священника и песнопений церковного хора, или клироса.
В богослужении нет мелочей, и церковный хор часто играет миссионерскую роль: вот зашел человек в храм, – вроде бы случайно, ненадолго – свечку поставить, – и неожиданно для себя, пораженный ликом на иконе и дивным ангельским пением, летящим с хоров, всем благолепием православного богослужения, он уже рыдает, и что-то внутри будто перевернулось – так происходит встреча человека с Богом… А может быть и наоборот: ходит на службы, старательно воцерковляется, вникает в церковный уклад, но хор опереточно вопит всю литургию – так, что хоть из храма беги… Какая уж тут молитва – одно искушение…
Хороших церковных хоров в Челябинске, на самом деле, мало. Тем отраднее, что за последний год именно в нашем храме с Божией помощью сложился замечательный певческий коллектив под руководством Ольги Кочетовой. С нею и еще несколькими певчими мы побеседовали недавно в промежутке между службами:
– В нашем храме существует клирос из нескольких человек, или малый хор, который поет по будням, и большой хор, в котором я регентую, насчитывающий около 20 человек. Мы поем на всех праздничных богослужениях. 4 ноября прошлого года нам исполнился год.
– Оля, как возник ваш коллектив?
– Очень просто возник: мне позвонил наш настоятель, отец Владимир и сказал: «Оля, ты с завтрашнего дня будешь регентом большого хора (которого тогда еще не существовало)». Так начал свое существование хор – с благословения и при поддержке отца Владимира. Нам работать с ним легко и приятно, он доверяет, не придирается по-мелочам… Имея хороший голос и музыкальный слух, он служит всегда с большим воодушевлением – и мы стараемся вслед за ним*. Он требовательный, но очень ответственный. С нашим настоятелем служить очень радостно и легко. Даже если мы иногда ошибаемся, он сделает замечание, но как-то по-доброму, радостно.
– Расскажите немного о себе, о своих певчих: кто вы, чем живете, какие у вас взаимоотношения в хоре.
– Наши певчие – в основном студенты Челябинского Института Музыки, в котором я руковожу смешанным хором и еще тремя детскими коллективами. Для них церковный хор – большая практика чтения с листа, пения в квартете. Ну и хорошая подработка.
Поскольку репертуар очень сложный, я, выкладываясь сама, требую того же и от ребят. На службе я очень строгий, требовательный регент, если за дело – могу отругать. Я все говорю прямо. Зато у нас нет никаких интриг, вне службы у нас душевные дружеские отношения. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим подарки, устраиваем чаепития. Каждый у нас – уникальный, замечательный человек, все случайные люди за год отсеялись.
– Что нужно, чтобы петь в вашем хоре? Наверное, главное – голос?
– В отличие от концертного пения светского хора, задача церковного хора – настроить на молитву, не мешать молиться, быть фоном, а не центром внимания. Здесь нужны не оперные, а камерные голоса, хороший слух и хорошая голова. Поэтому у нас нет вокалистов, зато есть струнники, дирижеры-хоровики, ребята с актерского отделения… Солисты здесь мешают, они «тянут одеяла на себя». В хоре (тем более церковном) нужно слушать друг друга, а не самого себя. Николай Басков нам бы не подошел. Наличие голоса – не главное. Важнее музыкальное образование и желание. Но самое главное – человек должен быть неленивый: всю неделю учиться (и/или работать), а потом вставать на службу в субботу и воскресенье ни свет ни заря может не каждый.
– Помимо того, что вы служите в храме Богу, что само по-себе уже огромная ценность, какие моменты для вас как для музыкантов наиболее драгоценны? И какие в вашей работе в храме есть сложности, трудности?
– В любом деле встречаются свои сложности и проблемы. Собираемся для репетиций мы, в основном, в институте, благо есть такая возможность. Здесь пока негде репетировать, негде отдыхать между ночными службами… Не хватает мужских голосов. Нам нужен тенор. Было бы хорошо, если бы в храме был дьякон. Ко всему прочему в нашем новом прекрасном храме не очень хорошая аккустика. (В силу того, что большую часть прошлого века храмы у нас не строили, а усиленно разрушали традиции храмового зодчества по большей части были утрачены. Поэтому лучшая аккустика у нас в Челябинске – в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского, построенном в XIX веке – М.Ф.). И здесь отец Владимир обещал помочь – кое-что на хорах планируется переделать.
Мы любим, когда в храме много прихожан. Когда в храме три человека (а такое бывает), настроение падает. Мы, конечно, понимаем, что работаем Богу, но чем больше прихожан, тем с большим воодушевлением мы поем. Для нас каждая служба – своего рода концерт – в плане сложности и ответственности. У нас очень сложный репертуар – это, в основном, авторы XIX века – золотого века русского искусства: Кастальский, Чайковский, Бортнянский, Рахманинов. И вот когда мы очень сложное поем и в храме люди обращаются в слух – это для нас наивысшая награда. В таком тесном единении хора, священника и прихожан и возникает соборная молитва.
Марина Филаретова.
* В свое время отец Владимир чуть не поступил в наш Институт Музыки (тогда еще Музыкальное училище), но победило находкинское мореходное.
<< Предыдущая Годовщина освящения храма. |
Следующая >> В кругу православных друзей. |
Еще статьи... |
Комментарии