Страница 1 - Мариино стояние. «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?»… |
Страница 2 - Подборка материалов с сайта Православие.Ru. |
4 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, в Свято-Георгиевском храме Челябинска была совершена утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Богослужение возглавил настоятель церкви, протоиерей Владимир Воскресенский.

Это особо продолжительное богослужение называется в народе «Мариино стояние» – по житию преподобной Марии Египетской, которое прочитывается в течение службы полностью. Совершается оно только раз в году – во время Великого поста. Также во время богослужения полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который читался в первые четыре дня Великого поста по частям.
Мариино стояние совершается в этот день во всех православных храмах. Церковь по великопостному обычаю облачена в чёрные ризы, настраивая паству на особый покаянный лад. Величественная и возвышенная, особо продолжительная служба призывает православных христиан к преображению самих себя для вечной жизни, к подвигам поста, к глубочайшему покаянию и усердной молитве, яркий пример которых показала нам преподобная Мария Египетская – святая подвижница, которая жила в конце VI – начале VI века. Она показала нам и пример покаяния, и верность Господу, и напоминание о бесконечной любви Бога к людям, к кающимся грешникам.
Житие преподобной Марии прочитывает иерей Свято-Георгиевской церкви, отец Владимир (Нетесов). Икона святой подвижницы находится на аналое в центре храма, напротив алтаря. Все участники богослужения молятся пред ней, прося помощи в укреплении на поприще Великого поста, в духовной жизни и житейских нуждах.
Очень много в мире неизвестных святых, но история преподобной Марии Египетской стала известна – благодаря преподобному старцу Зосиме. Этот усердный Божий угодник много подвизался на духовном поприще в Иорданском монастыре святого Иоанна Предтечи, но однажды его посетила настойчивая мысль: есть ли в мире другой такой подвижник, столько же преуспевший в подвигах поста и молитвы. И Господь открыл ему ответ на этот вопрос: старец встретил такого человека в Заиорданской пустыне, и это была преподобная Мария Египетская.
Первоначально инок даже не понял, кто это: мужчина или женщина, ибо кожа пустынницы почернела от постоянного воздействия зноя и солнца, холода и ветров, а с ног до головы её окутывали длинные седые волосы. Но когда Божья избранница назвала его имя «Зосима», назвала его священником, преподобный Зосима понял, что перед ним – человек святой жизни, наделённый даром прозорливости. А позже он ещё не раз убедился в этом, увидев, как во время молитвы преподобная Мария поднималась над землей, и как она переходила Иордан, словно посуху, осенив реку крестным знамением.

Но святыми не рождаются – святыми становятся, и путь к святости у Марии Египетской был очень и очень непростым. Она поднималась к вершинам небесной жизни из глубочайшей бездны, из попасти греха. Об этом она сама рассказала старцу Зосиме.
В двенадцать лет, ещё юной отроковицей, она покинула родительский дом, отправилась в город Александрию и стала блудницей. Семнадцать лет Мария прожила в безудержном разврате, в бесконечном потоке греховной жизни, под воздействием обуревавших её страстей.
Она уже стояла, можно сказать, на краю гибели, но Господь не дал её погибнуть безвозвратно и обратил Марию к покаянию. И произошло это чудесным образом.
Однажды Мария увидела паломников, спешащих на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим, на праздник Воздвижения Креста Господня. В поисках греховных развлечений молодая женщина увязалась за толпой, а по дороге на Святую Землю продолжала грешить, совершенно не задумываясь о своём страшном падении.
И вот неисправимая грешница впервые оказалась в городе Иерусалиме, прямо возле храма. Но сколько бы она ни попыталась войти внутрь, ей никак не удавалось! Невидимая Божья сила поставила для неё непреодолимое препятствие! Все вокруг входили в храм (а среди них, конечно, были разные люди: и праведные, и грешные), и только блуднице никак не удавалось!
Только тогда настал потрясающий момент истинного прозрения: Мария осознала, что мерзость её греховной жизни стала той стеной, которая отделяет её от Бога. Она ощутила всю глубину и ужас своего падения и искренне раскаялась в своих грехах. Проливая горькие слёзы, она всем сердцем стала молиться о прощении перед иконой Божией Матери, что находилась в притворе храма. Она захотела полностью изменить свою жизнь, освободиться от рабства грехов, исправить жизнь свою ради Господа.
Бог услышал горячую, усердную молитву раскаявшейся грешницы. После этого Мария смогла войти в храм и поклониться Честному и Животворящему Кресту Господню, величайшей христианской святыне.

Она вышла из храма уже другим человеком, с сокрушенным сердцем и твердой решимостью исправиться. И в эти удивительные минуты она услышала голос Пресвятой Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
По Божьей милости, кто-то дал её по дороге немного денег, на которые она приобрела хлеб и отправилась в пустыню за Иордан. Но этот хлеб вскоре закончился, и питаться ей пришлось кореньями, и многие годы мучиться от голода и холода, от зноя и жажды. Со временем одежда её истлела, и только длинные волосы стали её единственным покровом.
Семнадцать лет Мария прожила в грехе, и семнадцать лет в пустыне её мучили соблазны и искушения, воспоминания о прежней сытой и разгульной греховной жизни. И это было самое мучительное испытание! В самые тяжелые моменты пустынница ложилась на землю в виде креста, непрестанно молясь Богу о даровании помощи и прощения.
И Господь слышал этот горячий зов измученного сердца, видел эту величайшую веру и решимость всё преодолеть, эти непосильные для большинства людей подвиги ради спасения души. Господь даровал Марии силы претерпеть все скорби и недуги, все соблазны и искушения, преодолеть, казалось бы, невозможный путь: из бездны грехов – к вершинам благочестия и святости.
Преподобная Мария учит нас своим примером глубокому покаянию, которое заключается в том, чтобы полностью и решительно изменить всю свою жизнь, избавиться от своих страстей, оставить все свои грехи, учит нас твердой вере и усердной молитве. Предание о Марии Египетской первым рассказал преподобный Зосима, а затем оно передавалось из уст в уста, пока в VII веке его не записал Софроний Иерусалимский.
Мариино стояние учит православных христиан, что надо непрестанно и стойко молиться Богу, Пресвятой Богородице и святым. Во время продолжительной службы, которая продолжается более трех часов, священнослужители и прихожане Свято-Георгиевской церкви многократно возносили молитвы преподобной Марии Египетской и преподобному Андрею Критскому, учителю покаяния – составителю Великого Покаянного канона.
Преподобный Андрей Критский в своем каноне напоминает христианам, что у нас есть единственная возможность вновь соединиться с Богом – это покаяние. Начинается он текстом, обращенным к Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?», и особенно поражает обращение к сердцу человеческому, спящему страшным духовным сном, ведущим к гибели: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». В переводе эти слова звучат так: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».

В каноне Андрея Критского 250 песен (тропарей), и каждый тропарь завершается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Иисуса Христа. Причем ветхозаветные и новозаветные сюжеты преломляются здесь через чувства человека, ибо повествование идет от первого лица.
Великий покаянный канон Андрея Критского – это чудо церковной гимнографии, один из величайших богослужебных текстов, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека.
Служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской была составлена в VII веке. По мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), служба эта дает надежду всем, кто находится в отчаянном положении, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние утешает страждущих и побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.
Канон Андрея Критского можно читать и дома, и не только в период Великого поста, но и в другое время. Главное – чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха, которое должно сопровождать христианина не только в дни Святой Четыредесятницы, но и в любое время года. Чтение Великого покаянного канона, как и перечитывание жития преподобной Марии Египетской, придает христианам силы, утешает страждущих и напоминает нам о бесконечном Божьем милосердии к кающимся грешникам. Очень важно нам почаще молиться этим святым, чтобы они помогли нам на поприще духовной жизни, чтобы мы учились жить по-евангельски, приносить покаяние и продолжали двигаться по пути спасения.
Материал подготовила Римма Кныш
<< Предыдущая Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. «Взбранной Воеводе поб... |
Следующая >> 4-я Неделя Великого поста: память преподобного Иоанна Лествичника, игу... |
Еще статьи... |