Нет, их не увидишь на светских раутах, элитных тусовках, торжественных приемах, блестящих вечеринках. Их ватники и куртки совсем непрезентабельны, их тела не знают смокингов и пышных вечерних туалетов. Что им «пляжи, вернисажи или даже пароходы, в них наполненные трюмы, экипажи, скачки, рауты, вояжи», как пел Высоцкий?
Это люди списаны со счетов как ведущие асоциальный образ жизни. Внешность нереспектабельная, одежда – не первой свежести, и лица в общем «сомнительные». Ну, о чем тут говорить? И кого волнует, как человек дошел до такой жизни? Сам виноват. Мы-то на плаву. Хотя негодяев в роскошных костюмах куда больше, чем среди этих бедолаг. И пусть свободные от греха бросят в них камень.
Нет, они не бедненькие. Но они нуждаются в системной и разноплановой помощи. Поэтому добровольцы службы милосердия Свято-Георгиевского храма Челябинска помогают бездомным. Кормят, дают теплые вещи, еду, лекарства, помогают восстановить документы и даже трудоустроиться.
Кормление бездомных проводится каждое воскресенье, неподалеку от храма. Обед начинается в двенадцать часов, собравшиеся получают горячий суп, второе и третье, что-то к чаю. Горячая еда подкрепляет силы людей, многие из которых живут на улице, в подвалах, колодцах теплотрассы и т.д. А попробуйте пожить на морозе и не поесть хотя бы день-два.
Человека нельзя выбросить на помойку, как кучку ветоши, и смириться с этим тоже нельзя. А иначе мы сами – не люди (в том высоком призвании, что нам предназначено). Стать же людьми – не человекообразными обезьянами! – помогают добрые дела, а на плохих примерах хорошему не научишься.
Подхожу в один из воскресных дней к месту, где организовано кормление бездомных. Вы загляните в их глаза – они скажут многое.
Вот одна из историй. Василий Павлович прожил на белом свете 47 лет. Была трехкомнатная квартира, но отдал брату-алиментщику, чтобы погасил долги. Обещал старший брат все устроить, помочь с жильем в Челябинске, да «забыл» про свое обещание. Все родные давно уехали в Германию, а Василий Павлович мыкается много лет в Челябинске. Инвалидом стал – сбила машина, правая рука теперь не гнется. Инвалидность оформить – надо ехать в Казахстан, а денег нет, документов нет, и жить на что? Ни туда и ни сюда! И живет он «на трубах», неприкаянный, как Ларра. Только дворняга Муха делится с горемыкой теплом. Куда сейчас? Опять «на трубы». Иного пути нет.
- Все вкусно, все приятно, – говорит Василий Павлович напоследок. – Большое спасибо. Поесть не всегда удается, раз на раз не приходится. Я по профессии строитель. Столько лет проработал, столько домов построил – и в Казахстане, и в России, а себе не смог, сам без кола и без двора.
Глядя в эти синие глаза, полные непередаваемо щемящей грусти, чувствуешь себя беспомощной девочкой. Как, почему люди живут на улице? Наши люди, наши соотечественники? Просто в голове не укладывается. Такое хорошее лицо простого русского человека, словно из давней старины. Лицо человека, побитого жизнью, но не сволочного, не потерянного Богом и не потерявшего совесть. Нет, это не «отработанный материал», как считают некоторые. Это ЧЕЛОВЕК, которому нужно помочь, не унижая брезгливым «отвяжитесь». С добрым сердцем – как это и делают волонтеры Свято-Георгиевского храма.
Кашеварит сегодня Наталья Арапова, социальный работник службы милосердия (которой, кстати, 25 ноября исполнится три года). Трудно представить, но эта женщина варит на дому огромную, двухведерную кастрюлю супа! Говорит:
- Мне не трудно сварить, главное до машины донести, кастрюля очень тяжелая. Помогает сын, но у него тоже свои дела, мне бы еще одного помощника. Раньше у нас пять человек готовили еду на дому: чай, два вторых и два супа. Двое на раздаче – режут хлеб, еду раздают, лекарства недорогие, одежду. А теперь подключился благотворительный фонд «Ника», привозят чай и второе, а мы готовим суп. Всегда помогает сотрудник храма Максим, перед обедом и после него читается молитва.
В прошлом году в самые морозы приходило покушать до ста человек, а так обычно бывает тридцать-сорок каждое воскресенье. Наши одежду раздают, перчатки, носки, лекарства, средства гигиены. Часть продуктов жертвуют прихожане. Очень много людей, которые поминают родственников и помогают продуктами, приносят чай, конфеты, а когда и суп. Всю еду, которая остается, люди разбирают домой – хотя дома-то у большинства нет…
Пока все обедали, Наталья рассказала потрясающий случай. На днях бездомный мужчина приполз к больнице ЧТЗ. Полз долго, а штаны, видимо, потерял по дороге. А мороз! И целый день человек лежал у всех на виду, никто не подошел! Нашлись доброхоты, позвонили в службу милосердия: «Заберите его», а куда забирать? Может, ему помощь медиков нужна? А потом исчез человек – кто забрал, куда и зачем? Добрые люди или наоборот?
- Я хочу сказать им: пока есть силы, выбирайтесь из этого состояния, нельзя жить одним днем. Раньше это все хорошо было поставлено, людей на улице не бросали, а сейчас хочешь помочь – и не знаешь как. Таких никто не хочет брать. Просили мы помещение, но нам не дали…
А люди все подходят и подходят, с аппетитом опустошают тарелки, берут добавку. Наталью возле бака сменяет Раиса, затем подходят Александр, Светлана Александровна, кто-то еще. И глядя на это необычную толпу, думаешь: сколько же народа попало в беду, оказалось не удел! Может, есть среди них и квалифицированные рабочие, и люди с приличным образованием, и талантливые, незаурядные личности? Вот почему нет государственного учреждения, способного поднять, реабилитировать таких людей? Ведь и богатый чиновник может остаться у разбитого корыта, от сумы да тюрьмы не зарекайся. В нашем непредсказуемом мире бездна может разверзнуться перед любым, в любой момент, мы как над тектоническим разломом живем. И куда тогда?
Вот довольно молодая женщина, Галина, вполне приличной наружности. Безработная, живет в общежитии, но платить уж три месяца нечем. Пришла с братом, чтоб хотя бы покушать, а он живет в лесу. С ума сойти: это XXI век, нагло названный прогрессивным?
- Очень благодарю за обед, очень вкусный, – говорит женщина, аккуратно доскребывая остатки гречневой каши. – Это последняя надежда для нас, отчаявшихся, у которых нет ни крова, и ничего нет. У меня брат в лесу, возле трубы живет, сделал там себе нору. Тем, кто нас кормит, хочется пожелать здоровья и долгих лет жизни, и чтобы продолжали это святое, очень нужное дело…
Некоторые, отобедав, берут еду в тормозки, про запас. Расходятся довольные, благодарят своих «кормильцев». Вижу, на трубе примостился худощавый, болезненно бледный молодой человек. Зовут Дмитрием. Глаза умные, страдающие, взгляд – настороженный. Неудобно лезть в душу: что, к чему, почему? Тут важна не первопричина, главное – найти выход.
- Я два года сюда хожу, чтобы покушать, – говорит парень. – Правильно, что организовали такое дело, все равно людям поддержка должна быть. Кормят вкусно, только почаще бы, хотя бы два раза…
Хотя бы два раза. А сколько мы выбрасываем «лишней» еды ежедневно, и совершенно спокойно? Кто-то рассуждает свысока: «Зачем кормить алкоголиков, бомжей и всех, кто не устроен в жизни? Они не хотят работать, а мы причем?». И не могут понять, что это все для спасения твоей же души, для Бога. Ясно сказано: если вы не накормили голодного, не одели нагого, не приютили странника, не посетили больного или человека, вы не послужили самому Господу.
По человеческим меркам, правда – это одно, а по божеским – совсем другое: никого не осуждать и возлюбить ближнего, как самого себя. Конечно, мы не тянем до таких высот, это «высший пилотаж» (но стремиться-то надо!). Все жадничаем, отнекиваемся, оправдываем себя тысячью причин.
Не переношу фразы «это твои проблемы», органически, до тошноты. Мне больше по душе пушкинское «и милость к падшим призывал». Потому что на самом деле «падшие», может быть, все мы! Все, позволившие себе потерять лучшие человеческие качества: доброту, милосердие и готовность помочь.
Да это мы должны быть благодарны тем, кто дает нам возможность почувствовать себя людьми, созданными по образу и подобию Божию. А не эгоистичными животными, не знающими, чем себя ублажить.
У Паисия Святогорца есть мысль: «Мы пришли в этот мир не для того, чтобы поудобней устроиться». Поэтому надо с кровью и корнем выдирать свои сорняки, а особенно – хитрость, жадность, предательство и лень. Срубать их, как головы дракона, упомянутого Жегловым в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя».
А еще мне запомнились слова настоятеля Свято-Георгиевского храма, протоиерея Владимира Вскресенского. Они сказаны в День народного единства: вспоминалось, как объединение людей и вера в Бога помогли победить врагов в 1612 году, спасли Россию от неминуемой гибели. Батюшка сказал так: «Мы должны задуматься и проверить, действительно ли мы едины. Часто, даже годами посещая храм, мы не знаем имена тех, кто стоит с нами рядом. А надо друг другу помогать и поддерживать по мере возможности, спрашивать, кому нужна помощь, жить по заповедям Божьим. Тогда мы будем едины, и никакой враг нам не страшен».
Материал подготовила Римма Галимханова
<< Предыдущая Подари радость на Рождество |
Следующая >> «Господи, покажи мне, кому нужно помочь!» |
Еще статьи... |